План колонии Швед и домостроения колонистов

Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

На протяжении уже нескольких лет я собираю материалы о моей родословной.
Мои предки не были в числе первых основателей колонии Швед, но они появились там примерно через 30 лет и жили в этой колонии на протяжении почти 150 лет. Они учили детей колонистов грамоте, выращивали хлеб, женились, рожали детей, умирали. В этой же колонии жили их родственники, друзья, соседи, с кем-то они были более близки, с кем-то просто здоровались, с кем-то может быть и враждовали. Всё может быть, жизнь есть жизнь, не с каждым человеком ужиться можно, а ведь они жили по 3 - 5 семей в одном доме иногда на протяжении всей своей жизни.
Вот я и подумала, что мы могли бы собрать в одном месте информацию о наших предках, родственниках и семьях.
Я начну выставлять тут всё, что я собрала по колонии Швед/Звонарёвка с единственной целью, чтобы сделать эту информацию доступной для тех, кто интересуется своими корнями. (не могу обещать, что это будет очень быстро т.к. работа и дом отнимают немало времени)
Очень хочется, надеятся, что мой труд не пропадёт даром, а может быть и приумножиться благодаря ВАМ, тем, кто может дополнить данную тему.
У меня имеется план колонии, но только по состоянию на 1912 год. За время с 1912 года по 1941 год, конечно же, план колонии претерпел существенные изменения, а уже о настоящем времени и говорить то не приходится.
Ведь 100 лет прошло!!!!!
Буду ВАМ очень признательна, если вы сможете дополнить, внести свои изменения и комментарии к имеющемуся плану колонии. Поспрашивайте ваших родных, тех, кто ещё помнит то место, где они появились на свет, и где проходило их довоенное детство.
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Это сообщение я решила перенести из старого форума, т.к. зайдя туда не нашла уже выставленную мной ранее фотографию Лютеранской Церкви в колонии Швед.

Изображение
При увеличении фотографии можно увидеть два дома, принадлежавшие Давиду Айриху и Фридриху Вигель по кличке (Candy Store).

Строительство Лютеранской церкви в селе Швед.
Взято из дневника Küster Karl Kufeld
(1*)

«12 марта 1872 года (по новому стилю), в три часа дня по полудню, с молитвами и песнопениями, под руководством Пастера Майера (2*) и дьячка Карла Куфельд было заложено основание (краеугольный камень) нашей новой Церкви.
24 июня 1872 года в два часа по полудню был закреплен свод нашей Церкви и установлен Крест. Молитвы и общинное песнопение под духовые инструменты усилили торжество дневного праздника. Все вместе сделало день 24 июня, особенным, и этот день стал отмечаться ежегодно, как день основания Церкви.
11 октября 1872 года был куплен третий колокол весом 10 пудов 29 фунтов (3*), стоил один пуд 15 рублей 50 копеек.
Покупали колокол: шульмайстер и опекун Церкви - Карл Куфельд, писарь - Фридрих Кремер, ревизоры - Готлиб Герт и Каспар Ойрих.
Общая стоимость строительства Церкви была 27549 рублей серебром.
17 Декабря 1872 года, в воскресный день третьего Адвента, в присутствии Проповедника J. Huppenbauer (4*) из колонии Райнхард и Пастора F. Wi. Meyer состоялось торжественное освещение и открытие новой Церкви в общине колонии Швед.
На церемонии открытия Церкви, всей общиной была исполнена песня под № 446. Затем Пастор Майер произнес короткое обращение, и состоялась передача ключей. При входе, хор из четырех голосов, исполнил песню " С небес спускается вниз " - 3 стиха и всей общиной, без органного сопровождения, из песенника, была исполнена песня 27 "Бог он настоящий". После этого были произнесены теплые слова и посвящение. Вновь с воодушевлением и высокой интонацией была исполнена песня, что звучала вначале.
Всей общиной пели под органное сопровождение песню 534 (1-3) "Бог в нашем Сердце" и главную песню 213 (1-2) "О Святой Дух ".
После проповеди четырьмя голосами был исполнен Псалом 84 " Как мило ".
В заключение литургии исполнена песня 21 (1-2) " Благослови и защити"».


(1*) Karl Kufeld сын Карла Фридриха Куфельд родился в колонии Швед (Звонаревка), годы жизни 16.08.1843-29.03.1907 года, работал – шульмайстером (учитель при церкви) и Küster – (Дьяк - церковный служащий) с 1862 года до 1904 года.
(2*) Пастор Meyer, Friedrich Wilhelm, известна только дата рождения 05.08.1827
с 1852 по 1859 священнослужитель в Омске и его колониях;
с 1860 по 1867 священнослужитель в Симбирске;
с 1867 по 1879 священнослужитель в Розенхайме/Поволжье;
с 1879 по 1903 священнослужитель в Самаре.
(3*) пуд и фунт - старые российские меры веса равные: 1 Пуд = 16,38 кг, 1 Фунт = 0,41 кг.)
(4*) Пастор Huppenbauer, Johannes, D, род, в Вюртенберге умер 8.05.1887 в Саратове.
с 1841 по 1845 священнослужитель в Пятигорске;
с 1845 по 1851 священнослужитель в Тифлисе;
с 1853 по 1880 священнослужитель в Райнхардте/Поволжье.
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Церковь в колонии Швед. Собрано из воспоминаний бывших жителей колонии.

Старая Церковь в колонии Швед, которая строилась и перестраивалась ещё со времени основания колонии, уже не вмешала всех прихожан на церковную службу. В связи, с чем 1872 году началось строительство новой Церкви, которая строилась исключительно на пожертвования селян, накапливаемые с 1851 по 1872 года.
В декабре 1872 года центре посёлка была торжественно открыта деревянная лютеранская Церковь, относившаяся к Розенгеймскому приходу. Церковные службы сопровождались органной музыкой и ангельским пением хора мальчиков, это придавало особую торжественность богослужениям. Орган был куплен и доставлен из Германии, хор мальчиков был организован при церкви.
Церковь была огорожена красивой Церковной Оградой. На тумбах Ограды были установлены цветные стеклянные шары. Перед Церковью находилась небольшая площадь. Войти в Церковный двор можно было с трёх сторон посёлка, все входы были оборудованы красивыми калитками, но всё же, главный вход в Церковный двор, как и в саму Церковь, находился на западной стороне. Вокруг Церкви были высажены деревья акаций, которые разрослись в прекрасный густой парк. К центральному входу Церкви вела красивая сиреневая аллея.
По левую сторону от главного входа была установлена двухэтажная колокольня. Литые чугунные Колокола, были очень тяжелыми и деревянные своды Церкви не могли удержать их вес, вследствие чего они были установлены на отдельно стоящем здании - Звоннице (Glockenstuhl). Звонница была двухэтажная. Перед главным входом, внизу на Балках по вечерам собиралась молодёжь. К колоколам наверх вела лестница. Звонили по русскому, раскачивая "язык". Маленьким - когда умер ребёнок, большим - взрослый. На богослужение: 1 раз - приглашение, 2 раза - вход закончен, 3 раза - началась служба. Она всегда начиналась с "Vater Unser in Himmel..."
Звонили при Пожаре и в непогоду - Пургу, чтобы заблудившиеся люди в полях могли найти дорогу домой.
Звонили, когда киргизы надвигались. Однажды, киргизы не увидели деревни, и может быть, прошли бы мимо, да звон колоколов их привлёк.
В 1926-28 годах всё ценное убранство было конфисковано советской властью. В 1930 году состоялась последняя служба в Церкви. Затем Церковь закрыли, а Церковного служащего и шульмайстера Александр Юлиуса Куфельд (1*) арестовали. Стеклянные шары растащили сразу же после закрытия Церкви, а церковные службы проводились нелегально в частных домах.
С 1932 года часть здания Церкви использовалась под библиотеку. В 1933 году сняты колокола.
4 марта 1935 «товарищ Ленинг» (Lehning) по приказу властей спилил деревянный крест с башни, который страшным грохотом упал вниз. Говорили, что вскоре он потерял слух, да так и остался глухим. В том же году Церковь полностью отдали в распоряжение Сельского Совета, и там был размещён Дом Культуры.
До наших дней здание не сохранилось, в 1990 году здание бывшей Церкви сгорело.

(1*) - Александр Юлиус Куфельд сын Готфрида Готлиба Куфельд, родился в колонии Шталь (Звонарев Кут), годы жизни 23.10.1872-08.11.1933, работал шульмайстером и церковным служащим в колонии Швед (Звонаревка) с 1904 по 1930 года.

При составлении двух последних сообщений использован Материал предоставленный потомками Александра Юлиуса Куфельд.
Большое спасибо сыну и внуку - Александрам Куфельд, которые смогли сохранить записи своего отца и деда, а так же и моего прадеда Карла Куфельд.
Так же взяты данные из книги:
1. Schnurr, Joseph: „Die Kirchen und das Religiöse Leben Der Russlanddeutschen“, Evangelischer Teil, Seite 146- Nr. 472; Seite 159 – Nr. 662.
Последний раз редактировалось Diana 15 июл 2012, 21:18, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Два кюстера – шульмайстера колонии Швед/Звонарёвка

Здание Лютеранской Церкви простояло в колонии Швед/Звонарёвка без малого 130 лет, и я уверена, стояло бы ещё, если бы не сгорело в 1990 или 2000 году.
Что послужило причиной пожара? Был ли это преднамеренный поджог? Видимо, уже не узнать. Говорят, что поджигатели пытались яко бы в фундаменте Церкви найти серебряные монеты, заложенные при основании строительства. А может быть, это был несчастный случай, и загорелась электропроводка или причиной пожара послужило неосторожное обращение с электроприборами???
Так или иначе, а Церкви уже нет, и с каждым днём остаётся всё меньше и меньше домостроений напоминающих о том, что в этом селении когда-то жили потомки выходцев из Германии – немцы России.
С момента открытия новой Церкви в 1872 года и до её закрытия большевиками в 1930 году, прошло 58 лет. За это время в общине сменилось всего два кюстера – шульмайстера. О них, имеющих непосредственное отношение к Лютеранской Церкви и церковной общине колонии Швед, мне хочется рассказать.

Один из них мой прапрадед - Куфельд Карл Фридрихович.
Его учительский и Церковный стаж работы в колонии составил 42 года.
Карл Фридрихович Куфельд, родился 16 августа 1843 года в колонии Швед, в семье Учителя Карла Фридриха Готлибовича Куфельд и его жены Кристины Деггер.
В 1862 году в возрасте 19 лет он начал свою трудовую деятельность, как помощник священнослужителя и шульмастера колонии Швед. Им было продолжено дело, начатое его отцом, по сбору денег, (пожертвований) колонистов на строительство новой Церкви.
Необходимая сумма для постройки была набрана в 1872 году, и под руководством Карла Фридриховича в марте 1872 года началось возведение новой Кирхи, а всего через 9 месяцев и 5 дней в колонии Швед была торжественно открыта Лютеранская Церковь.
В 1867 году Карл Фридрихович женился на Анне Кристине Шпан 1844 года рождения, в совместном браке у них родилось 7 детей, всем своим детям Карл дал хорошее образование, но судьба каждого из них сложилась трагически. Карл об этом, конечно же, не узнал, он умер в 1907 году 27 марта в возрасте 63 лет.
Особую гордость он испытывал за своего старшего сына рождённого в 1868 году. Иоган Саломон окончил теологический факультет Дерптского университета, и в 1895 году был Ординирован в сан пастора Лютеранской Церкви. О нём есть отдельная статья на нашем форуме.
Иоганн Саломон Куфельд,

Из воспоминаний моей бабушки Берты о своём дедушке Карле Фридриховиче:
- Жили они все вместе одной большой семьёй: её дедушка с бабушкой, которая почти до самой своей смерти вела домашнее хозяйство, их второй сын Иоганнес с женой Доротеей Вигель и детьми, и младший сын Карла - Юлиус, который впоследствии, после смерти отца, будучи холостым, уехал в Америку.
- Место (земля) на котором стоял их дом, принадлежала Церкви, но оно было передано её деду в пожизненное пользование.
- Дедушка Карл Фридрихович был её первым учителем, он был строгим и требовательным. Благодаря тому, что он с ней много занимался русским языком, она смогла выдержать вступительный экзамен и поступила учиться в женскую Мариинскую гимназию города Саратова. Это было желание деда, и она его выполнила, окончив гимназию в 1917 году. Знание русского языка оказало моей бабушке огромную помощь, в период насильственного переселения немцев с Поволжья и проживания в Сибири.
- Ещё с детства, с того времени, как бабушка себя помнит, мужчины в их семье занимались разведением верблюдов. В подвале летней кухни у них всегда стояли бочки с засоленным верблюжьим мясом. К ним часто приезжали киргизы, чтобы купить верблюдов или мясо, чаше всего и то и другое. На чердаке дома сушилась верблюжья шерсть. Женщины долгими зимними вечерами пряли пряжу и вязали носки, варежки и шарфы для поясницы, шили и верблюжьи одеяла. Всё это потом продавалось на ярмарках.

До сих пор мне ещё не встречалась информация об этой деятельности колонистов. Может быть, наши историки, что-то могут сказать?

Начиная с 23 июля 1907 кюстером и шульмастером в колонии Швед стал Александр Юлиус Куфельд.
Он родился в колонии Шталь на Карамане 23 октября 1872 года, в семье учителя Готфрида Готлиба Куфельд и Елены Урбах. Готфрид Готлиб и мой прапрадед Карл Фридрихович между собой были троюродными братьями, и соответственно Александр Юлиус доводился Карлу Фридриховичу троюродным племянником.
Кроме того, что Александр Юлиус вел церковные службы, он ещё и хорошо играл во время службы на Органе.
Александр Юлиус был дважды женат. Первой его женой была София Йост, брак с которой был заключен в 1893 году. Она умерла в 1897 году. В 1904 году он женился во второй раз на Елене Юстус. От двух браков у него было 15 детей, из которых 7 умерли в младенческом возрасте.
В должности кюстера и шульмайстера Александр Юлиус проработал 23 года, т.е. до официального закрытия Церкви 25 сентября 1930 года. Заработная плата от общины составляла всего 100-200 рублей (в год?). Для обеспечения семьи Александр Юлиус вынужден был заниматься сельским хозяйством.
Александр Юлиус написал автобиографический рассказ* о своём жизненном пути, о тех трудностях и лишениях, что пришлось испытать ему и его семье. Он оставил своим потомкам 17 стихотворений!!!, в них он описывал красоту родного края, любовь к Богу и любимой женщине. Последние его стихи были написаны о страданиях и испытаниях выпавших на его долю, писал он также и о других трагических моментах жизни односельчан.
Как церковный служащий Александр Юлиус подвергался гонению со стороны большевиков.
В голодный 1921 год, он написал стихотворение «Нужда нас посетила…»

Die Not, sie hat uns heimgesucht

Die Not, sie hat uns heimgesucht
die deutschen Kolonien
es lastet auf uns als ein Fluch
und Gott beugt uns die Knieen.

Die Menschen sehen traurig aus
und geh´n einher wie Schatten
geschwollen, bleich und gelb o Graus!
Wir Väter, Kinder, Gatten.

Viele weinen bitt´re Tränen
wenn vor Gram das Herze bricht
sie dann sich zum Himmel sehnen
und zu schau'n das Himmelslicht.

In den Herzen Kummer, Sorgen
können sie nicht schlafen ein
wachen bis am hellen Morgen
wünschen dann beim Herrn zu sein.

Getrennt, zerrissen ist das Band
und viele Weisenkinder
zerstreut umher im ganzen Land
sie finden sich nicht wieder.

Tränen fließen, Herzen brechen
Seufzer geht zu Gott hinauf
kummervolle Herzen sprechen
Herr behüte unser´n Lauf.

Arm sind wir alle einerlei
und hoffen alle Tage
daß Gott der Herr uns gnädig sei
und rette´ von der Plage.

Die Not treibt auch zu mancherlei
Betrug, Diebstahl und Lügen
aus Pferdefleisch macht Wurst dabei
sich machen Matte, Müde.

Durch Frost und Kälte kehrt Tiphus ein
und auch fast in jeden Heim
sind zwei, drei Kranken, obendrein
schleicht Ungeziefer sich hinein.

Es mangelt an Kartoffel, Kraut
ersetzt durch Kürb´s und Rüben
es ist auch wenig Korn gebaut
doch Hilfe kommt von drüben.

Verkauft wird alles was man hat
Geräte, Gaul und Kühe
vertauscht, verhandelt Gut und Saat,
was man beschafft mit Mühe.

Amerika ist unser Trost
besonders uns're Brüder
die helfen können und getrost
es schicken woll'n herüber.

Erweicht ihr Herzen über´m Meer
und opfert immer zu,
Ambarn und Keller sind ganz leer
Futtermangel noch dazu.

Brüder, Schwester, ihr könnt´s glauben
das die Not bei uns ist groß
niemand kann den Glauben rauben
daß der Herrgott dennoch groß.

Herr deinen Geist send´ du hinaus
zu wecken Bruderliebe
denn treue Lieb´ hört nimmer auf
geht über Grab und Hügel.

Liebe, Liebe, reine Liebe
brich den Hungrigen dein Brot
komme doch mit Herzenstriebe
stille doch die große Not.

Danken wollen wir, Gott loben
der im Himmel oben thront
alles tu´n, was hier und oben
es an Menschenwerke lohnt.

Lohne, Gott den Gebern allen
die aus Liebe vieles tu´n
bring uns Heim in deinen Hallen
wo wir sanft im Grabe ruh´n.

Einst erwerke uns zum Himmel
bring uns in den Hochzeitssaal
fern von diesem Weltgetümmel
Halten wir dann Abendmahl.

Auf Wiedersehen, lebet wohl
wir wünschen euch nur Gutes
seid gegrüßet liebevoll
lebt wohl seid gutes Muhtes.

Getrost, Gott sorget auch noch hier
hat Wege für die Seinen
alle uns´re Sorgen werfen wir
auf dich Her,r als die deinen.

Это стихотворение было отправлено в Америку, где его напечатали тиражом в 500 штук и от эмигрантов стали приходить в Поволжье посылки в помощь голодающим. В этом же году его чуть было не застрелили трое красноармейцев.
В 1929 году его семье был необоснованно поднят налог с 3 тонн зерна до 5. Александр не мог заплатить дополнительно 2 тонны зерна, иначе его семья осталась бы без хлеба. Однако, за неуплату налога, по указанию большевиков у него, в счёт погашения налога, было описано и продано с молотка всё его имущество вплоть до скатерти, которая была оценена в 50 копеек. Конфисковали дом и все дворовые постройки, домашний скот, а его самого, вместе с женой и 5 детьми, младшему ребёнку было всего 1,5 года, 7 декабря 1929 выселили из дома. До мая месяца 1930 года их приютил у себя Давид Петер Борегардт. В мае месяце Александр из досок в степи соорудил хижину, где они жили два месяца. В июне, после неоднократных жалоб Александра, ему был возвращён дом и одна лошадь с телегой. За 165 рублей они купили корову.
Им казалось, что жизнь потихоньку налаживается, но вслед за этим пришло ещё более суровое «наказание», в октябре месяце 1930 года Александра, и его младшего брата Готлиба, арестовали органы НКВД и без суда отправили на штрафные работы в Сызрань, Котлас, Архангельск. Только в апреле месяце он тяжело больной вернулся домой, а 8 ноября 1933 года, в возрасте 61 года, Александр Юлиус Куфельд умер. Его похоронили на сельском кладбище колонии Швед, поминальную службу проводил Давид Альтергот. (Kartoffels)

*- хотелось бы поместить всю автобиографию Александра Юлиуса Куфельд и его стихи, если на то будет получено согласие потомков.

Изображение

На этой фотографии, Карл Фридрихович Куфельд сидит слева, рядом с ним два его сына: сидит Иоганн Саломон, стоит за отцом мой прадед Иоганнес, рядом с пастором Саломоном сидит пастор Хайнрихсен*. Пятым стоит справа высокий и красивый это Александр Юлиус Куфельд.
Фото было сделано в 1902 году, когда кюстером был Карл Фридрихович, а Александр Юлиус работал учителем в колонии Швед.
*Heinrichsen, Friedrich Ernst, был Пастором прихода Фрезенталь с 1887 по 1914 года.

Изображение

У нас сохранилась ещё одна фотография того периода и на том же фоне. На этой фотографии сидит жена Карла Фридриховича – Анна Кристина Куфельд урождённая Шпан и моя бабушка Берта. Ей на фото всего 3,5 года.
Последний раз редактировалось Diana 21 мар 2020, 15:23, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Когда, в каком году всё-таки сгорела Церковь, и что же послужило причиной пожара?
С этими вопросами я обратилась к жителям села Ленинское (бывшее Швед) найдя в Одноклассниках группу «Ленинское».
Мои вопросы не вызвали особой активности, однако некоторые участники группы всё таки откликнулись.
Вот что они вспомнили:
«церковь сгорела где-то 2005 или позже, но не в 1990 году»;
«Priwetik wsem,wy 4to-to putaete! Klub sgorel na mnogo poszhe. Ja uexala v 1994 - klub stojal , i v 1997 byla v gostjax v Leninskom - klub vsö ezshö stojal!!!»
"В 2003 году я видел только подобие прибранной надстройки из белого кирпича, впереди от старого клуба, тоже, что и сейчас видно»
Из этих высказываний можно определить, что церковь сгорела между 1997 и 2003 годом.
А вот причину пожара выяснить не удалось, но оказалось, что на крыше церкви-клуба многие года гнездились дикие голуби, и вот что пишут об этом селяне:
«Это было в 1997 году, если я не ошибаюсь, когда помёт чистили. Я помню, голубиный помёт накопился на крыше, и потолки прогибались, а потом чистили это всё и кучи помёта, лежали около клуба высотой с церковь, несколько грузовых машин помёта увезли»
«голуби дикие там обитали, вони в принципе не было сильной, помёт за все эти года высох. Я не знаю, сколько лет он на чердаке лежал, но знаю одно, что с 5 лет до 18 я жила в селе Ленинском и за это время только один раз его разгребли. Жалко всё равно такое здание было, огромный зал и с маленьких лет мы на этой сцене выступали».
Вот такая вот история.
Пора бы мне уже угомониться и поставить на этом точку, но не хочется. Вдруг кто-то знает больше, и захочет поделиться своими воспоминаниями о том времени, когда Церковь была ещё Церковью, а не Клубом, или наоборот уже была Клубом, а не Церковью.
А здание Церкви, ну что ж, если оно сгорело в 2000 году, то простояло 130 лет, это очень большой срок, для деревянного здания.
Жаль, конечно, но вечного ничего нет!!! Она намного пережила тех, кто её создавал и тех, кто жил в селе Швед. А это уже другая история села.

И вот ещё оказывается, что вновь выстроенный клуб стоит на старом церковном фундаменте??!!!!
«Клуб обновлённый стоит на крещенном старом постаменте церкви со старыми
лестничными ступенями»
Изображение
Вот они эти ступеньки, оставшиеся от старой Кирхи – Клуба.
Я раньше ещё всё смотрела на эту фотографию и думала: - «Надо же, клуб выстроили новый, а лестница уже крошится, цементу видимо маловато положили..»
И даже не могла предположить, что по этим ступенькам много лет поднимался, приходя на работу, мой прапрадед и прадед и дед, и бабушка, и другие жители села - все они поднимались по этим ступенькам.
И сейчас эти ступеньки продолжают служить людям, на них фотографируются молодожёны и их гости.
«Уже несколько лет, как клубом заведует Роза Биктимирова, клубное фойе преобразилось, и где библиотека была, тоже всё отделали красиво, за это ей должны спасибо сказать, человек с города приехал и занялся делом, а то молодежь несколько лет скиталась без дискотеки и так в колхозе ничего нет и последнее сгорело. А сейчас хоть все праздники с концертами проходят, и хор свой есть».
Изображение
Выступление хора села Ленинское (Швед) на празднике "проводы зимы".
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Дорогие друзья!
Ещё мне хочется рассказать о дневниковых записях Александра Юлиуса Куфельд, которые он оставил своим потомкам.
Для меня они особенно ценны тем, что Александр Юлиус, будучи Шульмайстером и Кюстером в колонии Швед, переписал некоторые хронологические записи из дневника моего прапрадеда Карла Фридриховича Куфельд в свой дневник.
О дневниках своего прапрадеда я слышала давно, и все время безуспешно их искала в надежде, что там могут оказаться записи, касающиеся моих родных.
И вот УДАЧА!!! Выписка из этого дневника оказалась у моего знакомого Александра! Наше знакомство, благодаря интернету, произошло два года назад, мы оба занимаемся генеалогическими поисками родных.
Прочитав записи от Александра Юлиуса, я поняла, что нет личного дневника Карла Куфельд, а существуют где то в архивах в церковных книгах его хронологические записи (заметки).
Тем не менее, было интересно, читать о том, что же волновало людей в те далекие годы? Что радовало наших предков?
На эти и другие вопросы, частично, можно получить ответ в записках Карла Фридриховича и Александра Юлиуса Куфельд(ов), в которых они осветили некоторые значимые события того времени в котором жили.
В первую очередь подробно и с воодушевлением Карлом описано строительство Лютеранской церкви в селе Швед. Этот текст, в переводе на русский язык, выставлен в этой теме несколькими постами выше.

Следующие сообщения были короткими, но от этого не менее значимы:
"В 1874 году вышел указ о том, что частично (по жеребьевке) будут призывать на военную службу* колонистов рожденных с 1853 года".
* До 1874 года немцы колонисты были освобождены от воинской повинности.
С 1874 года на службу призывались мужчины, достигшие: до 1893 года 20 летнего возраста, а с 1893 года не менее 21 года.
Срок службы до 1876 года был 25 лет;
С 1876 стал 6 лет + 9 лет запаса;
С 1881 сокращен до 5 лет + 9 лет запаса;
С 1906 года еще раз укорочен до 3 лет + 9 лет запаса.

Далее Карл Фридрихович приводит статистические данные:
"На 1 Октября 1876 года в колонии Швед проживало человек 854 мужчин и 773 женщин;
"На 1 Января 1878 года было человек 831 мужчин и 773 женщин".
Получается, что за год и несколько месяцев, численность населения в колонии, не только не увеличилась, но даже сократилась. Что же послужило причиной этого? В записках Карла Куфельд можно найти ответ на этот вопрос.
Он пишет, что:
"1877-1878 года эмиграция в Бразилию;
1877-1878 год война с Турцией".
Итог: Призыв колонистов в царскую армию и Русско-Турецкая война стали причиной первой эмиграции жителей колонии Швед в Бразилию.
"1879-1880 очень бедный год.
5,6 и 7 Апреля 1886 года была штормовая погода, такая, что четверо домашних животных и несколько людей замерзли в поле, где уже начались полевые работы.

В 1888 году было большое таяние снегов и непривычное теплое время для посева.
24 Апреля 1888 года Пасха.
В субботний вечер накануне Пасхи уже было много цветов, как в Мае. Вода в Волге была такая большая, что все луга оказались затоплены. На Пасху стояла сильная жара.

10 Марта 1890 года начальный посев пшеницы завершен. Была угроза урожаю из-за малого количества воды в Волге. Лето было очень жаркое и сухое такое, что пруды на лугах высохли в конце Июля.
Урожай получился очень плохой".
[right]Переписано 7.10.1927 года Александром Юлиусом Куфельд из дневника шульмастера Карла Куфельд.[/right]

Далее идут записи самого Александра Юлиуса Куфельд. Шульмайстера.
«1917 году была большая талая вода».
На этом хронология событий прерывается до 1927 года.
«11 и 12 Апреля 1927 года, по новому стилю, была высокая талая вода, такая, что от Купеля* и до Шведерберга* всё было под водой. В 1926 году вода в Волге поднялась так высоко, что на высоком месте в саду (белая баба)* остался отвод воды.
В 1927 году он так же был, но поменьше, а в 1929 был ещё меньше.
1929 году воды было больше в садах на ½ аршина*, чем в 1927 году".
*см. в плане колонии
*в оригинале написано на русском языке
*аршин Старорусская система измерений длины, расстояний, 1 аршин = 0,71 метра
"В 1928 году построен мост через реку Караман.
В 1929 году только 14 июня, по новому стилю, первый раз выехали на пашню.
В 1930 году мало талой воды. Снег ещё лежит. 8 Апреля по новому стилю начали пахать землю. 1 мая 1930 был отремонтирован мост, который при таянии снега был наполовину повреждён.
В 1930 году мало талой воды, выпал ещё снег. Мост восстановлен. 8 Апреля по новому стилю стояла хорошая погода, и начались полевые работы. В период с 21 Апреля и по 1 Мая было три сильных мороза и штормовой ветер, слякоть и грязь. 1 и 2 Мая были сильные дожди.
Вода в Волге не выходила из берегов».
Когда я читала дневник, то думала...
Как много значило для наших предков: хорошая погода, высокая вода, мост через реку Караман, строительство и открытие церкви и даже какие песни там были исполнены!!!!..
Как многое изменилось с того времени!!!?
Жизнь стала другая.., и ценности уже не те..., меня же эти дневниковые записи тронули до глубины души...
Кому не интересно, тот просто пролистнет страничку дальше...
pflaum
Постоянный участник
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 17:37
Благодарил (а): 978 раз
Поблагодарили: 3048 раз

Tage nach dem 28. August

Сообщение pflaum »

Жителей Шведа выселили раньше Штальцев - Емилия Прегер описала в небольшом рассказе, как она с подругой была ночью в опустевшем Шведе. Из "Heimatbuch"

[spoiler=]Tage nach dem 28. August 1941

VON EMILIA PREGER

Am dritten Tag nach dem für uns schlimmsten Ukas des Obersten Sowjets konnten wir in den Zeitungen schwarz auf weiß lesen, daß die Deutschen an der Wolga alle auszusiedeln seien. Ich versuche, mich daran zu erinnern, wie es bei uns mit dieser "Aussiedlung" in der Praxis bestellt war.
Ich weiß noch, daß der Verkehr zwischen den Dörfern und Städten verboten war. Die Straßen wurden vom Militär überwacht. Bei Übertretung der Vorschriften drohten harte Strafen.
Ich weiß auch noch, daß man während der letzten Tage Menschen durch unser Dorf getrieben hatte. Wir waren erschüttert davon, daß sie so gut wie nichts bei sich hatten. Nur die Kinder und Greise saßen auf Pferdewagen, auf denen sich kleine Bündel mit Kleidung und Nahrung befanden. Das sollte eine Aussiedlung sein? Ich würde es doch lieber als Vertreibung bezeichnen.
Alle Menschen, die nicht gehbehindert waren, mußten den Weg bis zur Eisenbahnstation zu Fuß zurücklegen. Das waren von unserem Ort immerhin 35 Kilometer. Diese Menschen waren bereits 25 bis 30 Kilometer gegangen, denn sie kamen aus den sogenannten oberen Dörfern, aus Schaffhausen, Unterwalden, Zürich u.a. Die lange Kolonne wurde von Soldaten bewacht, so wie wir, die wir noch zu Hause blieben, auch.
Die Nachricht von der Aussiedlung hatte alle Deutschen wie der Blitz getroffen. Auch meinen Onkel David mit seiner neunköpfigen Familie, die kein Mehl mehr hatte. Kein Mehl aber bedeutete kein Brot, denn in den Läden gab es kein Brot zu kaufen. Jede Familie buk sich ihr Brot selbst sofern sie Mehl hatte. Weizen gab es 1941 ja genug, denn die Ernte war schon eingebracht worden, der Staatsplan erfüllt, und die Kolchosbauern hatten einen großen Teil ihres Lohnes bereits in Form von Naturalien erhalten.
Man konnte aber den Weizen nicht mahlen, denn unser Dorf hatte keine Mühle und die Fahrt in ein Nachbardorf mit Mühle war offiziell verboten. Onkel David hatte nur nach großer Mühe erreicht, daß er nach Schwed fahren durfte, wo eine Mühle gab. Bei Tagesanbruch fuhr er los, und noch am späten Nachmittag wartete die ganze Verwandtschaft verzweifelt auf seine Rückkehr. Mit jeder Stunde konnte ja auch die Aussiedlung unseres Dorfes beginnen!
Am späten Abend wollte Tante Dorothea selbst auf die Suche nach ihrem Mann gehen Wir ließen das nicht zu, sondern beschlossen, dass sich Onkel Davids Tochter Dortje und ich auf die Suche nach dem "verlorenen" Onkel machen sollten. Wir waren beide 17 Jahre alt und machten uns auf den Weg. Ohne jegliche Erlaubnis. Wir wußten nur zu gut, daß es keine Erlaubnis gab und fragten deshalb erst gar nicht. Wir wußten aber auch, daß uns unterwegs allerhand passieren könnte, denn es war Krieg und die Aunome Republik der Wolgadeutschen gehörtesicherlich zu einer der "besonderen" Zonen der UdSSR. Darum schlichen wir uns wie Diebe durch unser eigenes Dorf. Unser Schuhzeug trugen wir, um barfüßig leiser vorwärtszukommen. Glücklicherweise schien uns der Mond freundlich, als wolle er uns den gefährlichen Weg leuchten. Wir gingen nach Möglichkeit auf Schattenseite der Straße, um ja nicht aufzufallen und hielten in der Nähe vertrauter Häuser, um zu horchen, zu beobachten, ob uns niemand beobachtete. Das Dorf schien schon ausgestorben zu sein. Nur hie und da hörte man das schwere Atmen satter Kühe, die gemütlich ihr Futter hinter den Gartenzäunen wiederkäuten. Dann lag das Dorf hinter uns und noch vielleicht drei- bis vierhundert Meter bis zum Wald vor uns. Der Wald zog sich dem Flüßchen entlang, den wir überqueren mußten, um nach Schwed zu kommen. Dortje und ich hielten im Schatten des letzten Hauses an. Wir lauschten: nichts Verdächtiges. Nur aus dem Gebäude des Dorfsowjets klang noch lustige Musik zu uns herüber. Das waren die Soldaten. Sollten sie uns doch sehen, dann wollten wir ihnen die ganze Wahrheit sagen. Es gibt überall gute Menschen.
Wir mußten vorwärts und beschlossen, die offene Stelle auf gut Glück zu überwinden und erreichten auch wohlbehalten den Wald. Der empfing uns mit einem leisen Säuseln seiner Blätter, in das sich mitunter ein Getöse und Lärm aus weiter Ferne mischte, das sich furchterregend anhörte Dortje wollte umkehren, aber ich erklärte ihr, daß das unmöglich sei, ehe wir ihrem Vater nicht das Essen übergeben hätten und wüßten, daß er außer Gefahr sei. Das wirkte, und wir setzten unseren Weg fort.
Je näher wir dem Nachbardorf kamen, desto mehr stieg der Lärm an. Wir hörten das Brüllen von Kühen und Hundegebell, und fortwährend war lautes Getöse zu vernehmen, als schlage jemand mit einem Riesenhammer gegen Hauswände, ein Geräusch, dem wir nichts zuordnen konnten.
Endlich erreichten wir das hohe Flußufer, hinter dem das Dorf begann. Nirgendwo war Licht zu sehen, nur hie und da blinkte Mondlicht in einem Fenster. Der Lärm war jetzt so laut geworden, daß wir befürchteten, uns könnten die Trommelfelle platzen. Und wir sahen jetzt auch, woher das Dröhnen rührte: An manchen Häusern waren Türen, Tore und Fensterläden nicht verschlossen und wurden vom Wind auf und zugeschlagen, was in der Nacht in den leeren Gebäuden wie Kanonendonner widerhallte. Das Dorf war leergeräumt, die Menschen verschleppt, das Vieh nicht versorgt. Offenbar hatte das Vieh unsere Ankunft gespürt und diesen Lärm verursacht. Doch bei allem Getöse und Gebrüll konnte man in der Ferne das Rattern eines Motors vernehmen.Das konnte die Mühle sein. Wir gingen in die Richtung, aus der das Motorengeräusch kam, wieder wie Gespenster im Schatten schleichend. Plötzlich sahen wir für einige Sekunden eine Menschengestalt, die geduckt die Straße überquerte. Wir hatten uns hinter den Bäumen versteckt, die längs der Gehsteige angepflanzt waren. Da - eine zweite Gestalt, die sich ebenfalls wie ein Dieb bewegte. Die beiden besprachen etwas im Flüsterton und näherten sich uns daraufhin mit vorsichtigen Schritten. Beinahe hätten wir vor Freude aufgeschrien der eine war Onkel David, der andere ein Fremder. Sie hatten heute noch nichts gegessen und wollten deshalb nach Hause zurück und Bescheid über die Verhältnisse geben. Wie sie sich freuten, daß wir ihnen diesen Weg erspart hatten! Sie rieten uns, den Rückweg durch den Grund längs des Flusses zu wählen, den sie wohlüberlegt ausgewählt hatten. Damit kehrten sie wieder zur Mühle zurück.
Ich hatte inzwischen neue Pläne geschmiedet: In Schwed wohnten alle Verwandten meiner Großmutter mütterlicherseits. Hier in der Wasserreihe, wie man die Straße längs des Karaman nannte, wohnte Tante Sofia, eine Cousine meiner Mutter. Das lag nicht weit von dem Weg, den wir gehen sollten. Ich wollte nachsehen, ob sie schon fort seien oder sich unter den neun Familien befänden, die wegen nicht ausreichender Transportmöglichkeiten zurückgeblieben waren.
Dortje wollte jedoch so schnell wie möglich nach Hausse. Ihre Nerven wollten den Druck nicht mehr aushalten. Auch mir standen schon längst die Haare zu Berge, aber ich hielt es für meine Pflicht, nach meinen Verwandten Ausschau zu halten.
Beim Haus meiner Tante angekommen, fanden wir die Tür und das Hoftor verschlossen vor. Das einzige, was wir hörten, war das leise Winseln ihres Hundes Reja. Als ich leise rief: ,,Reja, bist du allein?" heulte die Hündin herzzerreißend in den Himmel hinein. Das Herzeleid des Tieres war offenbar zu groß, als daß es sich über unsere Ankunft hätte freuen können. Die Hausherren waren demnach nicht mehr da. Was wir auch versuchten, wir konnten die Hündin nicht beruhigen. Schließlich weinten Dortje und ich und setzten wie Blinde unseren Weg fort.
Das Brüllen, Grunzen und Blöken hatte in der Zwischenzeit nicht nachgelassen. Die Kühe waren nicht gemolken, die Schweine nicht gefüttert, und sicherlich gab es auch noch andere Gründe, welche die Tiere in der Nacht keine Ruhe finden ließen.
Wir kamen vor Tagesanbruch auf großen Umwegen zu Hause an. Alle waren in Aufregung, weil wir so lange ausgeblieben waren. Obwohl wir todmüde zu Hause eingetroffen waren, konnten wir kein Auge schließen. Alles klang in den Ohren weiter, und die Schreckensbilder wurden wir nicht los. Und noch heute, nach über 50 Jahren, sehe und höre ich alles so, wie es damals war.
Und ich kann mir gut vorstellen, daß es in unserem Dorf nach der Vertreibung am 12. September für das Vieh genauso schlimm wurde.
Noch schwerer aber hatten es die vertriebenen Menschen, die mit leeren Händen in die obdachlose Fremde verschleppt wurden. Viele von ihnen starben schon bald. Nicht vergessen kann ich, daß wir uns wie Diebe in unserem Heimatdorf verstecken mußten. Und wie groß ist die Greueltat, uns und mit uns 1,5 Millionen Rußlanddeutsche der Spionage zu bezichtigen und zu verschleppen! Junge und Alte, Parteimitglieder und Parteilose, Gläubige und Ungläubige alle bekamen sie den gleichen Stempel.[/spoiler]
Lieber ein Lebkuchen als ein toter Kecks
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

pflaum писал(а):Жителей Шведа выселили раньше Штальцев - Емилия Прегер описала в небольшом рассказе, как она с подругой была ночью в опустевшем Шведе. Из "Heimatbuch"
Pflaum, хочу сказать вам большое спасибо за это сообщение.
Я перевела с немецкого рассказ Эмилии Прегер, чтобы и другие могли с ним познакомиться.
[spoiler=]Дни после 28 августа 1941 года
ОТ ЭМИЛИИ ПРЕГЕР
На третий день, после выхода наихудшего для нас Указа Верховного Совета, мы могли прочитать в газете, где чёрным по белому было написано, что всех немцев с Волги нужно выселить. Я постараюсь вспомнить о том, как проходило наше "выселение" на практике.
Я уже знала, что нам было запрещено любое передвижение между деревнями и городами. На улицах патрулировала Армия. При нарушении инструкций нам грозили жесткие штрафы.
Я также знала, кого в течение последних дней, прогоняли через нашу деревню. Мы были потрясены тем, что у этих людей почти ничто хорошего при себе не было. Только дети и старики сидели на конных подводах, при них были маленькие узелки с одеждой и питанием.
И это было выселение? Я бы назвала это все-таки изгнанием.
Остальные люди, даже те, которые из-за болезни ног с трудом могли ходить, должны были передвигаться пешком до самой железнодорожной станции. Только от нас, им надо было пройти ещё 35 км. А ведь люди уже прошли от 25 до 30 км, так как они шли из так называемых верхних деревень, из Шафхаузена, Унтервальден, Цюрих. Кроме всего прочего, длинную колонну охраняли солдаты, так же как и нас, хотя мы еще оставались дома.
Сообщение о выселении для немцев было подобно удару молнии. У моего дяди Давида и его семьи в количестве 9 человек не было муки. А нет муки, значит, нет и хлеба, так как в магазинах его не было и негде было купить. Имея муку каждая семья, сама себе выпекала хлеб. Пшеницы в 1941 году было достаточно, так как урожай уже был собран, выполнен государственный план, и колхозники получили большую часть своей зарплаты в виде натуральных продуктов.
Однако размолоть пшеницу было негде, ведь в нашей деревне не было мельницы, а поездка в соседнее село, где была мельница, была официально запрещена. Для дяди Давида не было большей заботы, как та, что ему непременно надо было попасть в колонию Швед, где была мельница. На рассвете он отправился туда, под вечер вся родня в отчаянии ждала его возвращения. С каждым часом могло начаться выселение нашей деревни!
Поздно вечером тетя Доротея хотела даже отправиться на поиски своего мужа. Мы не могли этого допустить, и решили, что на поиски "потерянного" дяди Давида пойдут я и его дочь Дортье. Нам было обоим по 17 лет, и мы отправились в путь, без какого-либо разрешения. Мы слишком хорошо знали, что у нас нет разрешения, но мы его и не спрашивали. Однако мы так же знали, что в дороге всякое могло произойти, так как шла война и Автономная республика Немцев Поволжья, несомненно, принадлежала к одной из "особенных" зон СССР. Поэтому, мы продвигались очень осторожно, как воры, в своей собственной деревне. Мы несли нашу обувь в руках, т.к. босиком можно было идти неслышно. К счастью, луна оказалась к нам приветливой, как будто бы она хотела осветить нам опасную дорогу. По возможности, мы шли по теневой стороне улицы, чтобы не бросаться в глаза и останавливались недалеко от знакомых домов, прислушиваясь и наблюдая, что бы никто нас не увидел. Деревня уже, кажется, вымерла. Только кое-где слышалось тяжелое дыхание сытых коров, которые уютно пережевывали свой корм за садовыми изгородями. Когда деревня уже оказалась позади, нам надо было пройти еще около 300 - 400 метров до леса, который лежал перед нами. Лес тянулся вдоль речки, её мы должны были перейти, чтобы оказаться в деревне Швед. Дорти и я остановились в тени последнего дома. Мы внимательно прислушались и не услышали ничего подозрительного. Только из здания сельского совета до нас доносилась веселая музыка. Там были солдаты. Мы решили, что если они нас все же увидят, то мы скажем им правду, ведь везде имеются хорошие люди.
Нам надо было идти вперед, и мы наудачу решили перейти открытое место, нам это удалось, и мы благополучно добрались до леса. Он принял нас тихим шелестом листьев, в который иногда примешивался грохот и шум из далекой дали, который действовал устрашающе на Дортю, и она хотела вернуться, но я объяснила ей, что до того, как мы передадим еду ее отцу и не узнаем, что он в безопасности, это невозможно. Это подействовало, и мы продолжали наш путь.
Чем ближе мы подходили к соседнему селу, тем сильнее становился шум. Мы слышали мычание коров и собачий лай, ещё постоянно слышался громкий звук, как будто бы кто-то бил гигантским молотом в стены дома, шум, который нам был совершенно незнаком.
Наконец, мы добрались до высокого берега реки, за которым начиналась деревня. Ни в одном доме не горел свет, только кое-где в окнах блестел лунный свет. Шум стал ещё громче, и мы опасались, что наши барабанные перепонки могут лопнуть. Мы стали смотреть, откуда же шёл этот грохот, и увидели, что в некоторых домах двери, ворота и ставни не были заперты. От ветра они захлопывались, и этот звук раздавался ночью в пустых зданиях как канонада. Деревня была пуста, люди угнаны, скот не обихожен. Очевидно, скот почувствовал наше приближение и вызвал этот шум. Все же, при всем этом шуме и рычании можно было услышать вдали грохотание мотора. Это должна быть мельница. Мы пошли как привидения, ползущие в тени в то направление, откуда доносился шум моторов. Внезапно, на несколько секунд, мы увидели человеческий облик, пригнувшись, он переходил улицу. Мы спрятались за деревьями, что росли вдоль тротуаров. Но вот появился и второй, он передвигался тоже как вор. Оба что-то шепотом обсуждали и осторожными шагами приближались к нам. Мы чуть не закричали от радости, т.к. один из них был дядей Давидом, другой человек, был нам не знаком. Они еще ничего сегодня не ели и поэтому хотели вернуться обратно домой, чтобы покушать и узнать информацию. Как они обрадовались, что мы сэкономили им эту дорогу! Они посоветовали нам обратной дорогой идти вдоль реки, этот путь они тщательно продумали. Затем они вновь вернулись на мельницу.
Между тем у меня созрел новый план. В деревне Швед жили все родственники моей бабушки с маминой стороны. Здесь в Водном ряду, так называли улицу вдоль реки Караман, жила тетя Софья, кузина моей матери. Это было недалеко от той дороги, по которой мы должны были идти. Я хотела убедиться, что их уже отправили, или может быть, они ещё остались среди тех девяти семей, которые пока остались в деревне из-за недостатка транспорта.
Однако Дорти хотела как можно быстрей попасть домой. Ее нервы больше не выдерживали этого давления. У меня тоже уже давно волосы встали дыбом, но я считала своим долгом увидеть родственников.
Подойдя к дому моей тети, мы увидели запертые входные ворота и дверь. Единственное, что мы услышали, это было тихое визжание их собаки Рейи. Когда я тихо позвала: «Рея, ты тут одна?» сучка душераздирающе завыла в небо. Скорбь животного была настолько сильной, что она даже не обрадовалась нашему приходу. Следовательно, хозяев здесь больше не было. Как мы ни старались, мы не могли успокоить собаку. Наконец, Дорти и я, плачущие, как слепые мы отправились в обратный путь.
Между тем грохот, хрюканье и блеяние не ослабевало. Коровы не были подоены, свиньи не кормлены и, наверное, имелись ещё другие причины, которые не позволяли животным быть спокойными в эту ночь.
Перед рассветом мы, проделав большой обходной путь, добрались до дома. Там все были в тревоге, так как нас не было довольно долго и, хотя домой мы пришли смертельно усталыми, мы не смогли сомкнуть глаз. Шум в ушах всё ещё звенел, и мы не могли забыть увиденную нами ужасную картину.
Ещё и сегодня, более чем через 50 лет, я вижу и слышу все, таким образом, как будто это было вчера! Я представляю себе, как плохо было животным, в нашей деревне после изгнания людей 12 сентября.
Однако в ещё более худшем положении оказались изгнанные люди, которые угонялись с пустыми руками в бездомном неизвестном направлении. Многие из них вскоре умерли. Я не могу забыть, что мы как воры, должны были прятаться в нашей родной деревне. И это зверство, что сделали с нами, 1,5 миллионами российских немцев, обвинив нас в шпионаже, чтобы изгнать! Молодые и старые, члены партии и беспартийные, верующие и язычники всем было дано одно и то же клеймо![/spoiler]
Последний раз редактировалось Diana 08 июл 2012, 11:12, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
viktor3
Постоянный участник
Сообщения: 2881
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:39
Благодарил (а): 2661 раз
Поблагодарили: 5139 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение viktor3 »

pflaum писал(а):Жителей Шведа выселили раньше Штальцев - Емилия Прегер описала в небольшом рассказе, как она с подругой была ночью в опустевшем Шведе. Из "Heimatbuch"
Моя тётя (1926 г. р.) расказывала, Немцы из Швед, которые в 1940-1941 году были призваны в красную армию, были из армии отправлены домой, а так-как жители Швед были уже депортированы они находились в Шталь.
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Информация из протоколов Конторы опекунства иностранных поселенцев о жизни колоний в 1776 году.

На сайте..Страницы истории 1776 года
Игорь Рудольфович Плеве даёт нам возможность познакомиться с «информацией» из этих протоколов, что позволяет нам лучше узнать о том, как жили наши первопоселенцы впервые годы становления колоний. Для тех, кто занимается изучением своей родословной, это, несомненно, представляет огромный интерес. Ну а если в тексте вы найдёте фамилии своих предков, то это вообще бесценный подарок.
Я, каждый раз, с нетерпением, жду следующей публикации, а вдруг там будет что-то сказано и о моих родных, но пока мои ожидания не увенчались успехом, однако кое-что из опубликованных сообщений заинтересовало и меня. Из них я выбрала те, которые, на мой взгляд, касаются колонии Швед/Звонарёвка.

Итак, И. Плеве пишет:
27 января
Секунд-майор Пиль сообщает что обществами колоний Усть-Караман и Звонаревки в силу конторского указа в форштегеры выбраны в первой вместо умершего Мартина Крафта, Кристиан Бельцаг, во второй вместо больного Давид Низлера, Андреас Айрих. Подписи обществ приложены. Кантора послала указ Пилю, чтобы он объявил обществам, что одобряет их выбор. При вступлении в должности новые форштегеры должны принять по описи от старого форштегера и от бейзицера умершего все письменные дела, а так же общие и сиротские деньги в соответствии с инструкцией
20 декабря
Форштегер колонии Звонаревка Айрих, по согласованию с секунд майором Пилем, просит разрешить холостому, двадцатилетнему, признанному способным к хлебопашеству, приемышу Петру Таскину [Тацину] на дочери умершего Андреаса Лена? из колонии Липов Кут, жениться и вступить в домоводство его дяди Маттиаса Лизандера? Кантора разрешение дала.
О Форштегерах в колонии Швед.
- По данным И. Плеве взятым из его книги "Einwanderung in das Wolgagebiet 1764-67", том 4 стр. 139.
В первый год основания колонии 1767 году, форштегером был Шульц Иоганнес, 38 лет (Schulz, Johannes);
- Из выше приведённого сообщения от 27 января 1776 года мы читаем «… вместо больного Давид Низлера, выбран Андреас Айрих..».
Откуда взялся Давид Низлер неизвестно, эта фамилия не проходит ни в списках первопоселенцев, ни в ревизской сказке за 1798 год, но он был какое-то время форштегером колонии Швед/ Звонарёвка.
- Вновь назначенный форштегер Андреас Айрих, 46 лет, входил в состав основателей колонии Швед.
из книги И. Плеве "Einwanderung in das Wolgagebiet 1764-67", том 4 стр. 141.
- По данным ревизской сказки за 1798 год форштегером был Кремер Йоганнес, 46 лет (Krämer, Johann) сын первопоселенца Кремер Филиппа. Филипп и его сын Иоганнес входили в число основателей колонии Швед.
из книги И. Плеве "Einwanderung in das Wolgagebiet 1764-67", том 4 стр. 144.

Здесь хочется отметить, что должность форштегера была выборная, сроком на два года, избиралась большинством голосов совершеннолетних колонистов, имеющих собственное хозяйство. Я думаю, что форштегеры должны были пользоваться особым уважением и авторитетом среди поселенцев.
Пока нам известно, только о четырёх форштегерах колонии Швед/Звонарёвка, но хочется надеятся, что их будет больше.

О разрешении холостому, двадцатилетнему, признанному способным к хлебопашеству, приемышу Петру Таскину [Тацину] жениться и вступить в домоводство его дяди Маттиаса Лизандера

Чтобы узнать о ком идёт речь, посмотрим список колонистов из книги И. Плеве "Einwanderung in das Wolgagebiet 1764-67", том 4 стр. 139-147.
На стр. 142 записан Людандер Маттиас, 66 лет (Lüdander, Matthias). Вместе с ним, в его хозяйстве, кроме жены Елизабет 30 лет и дочери Марии 1,5 года, ещё проживают падчерица Кристина 5 лет и племянник его жены – Дотц Пётр 15 лет (Dotz, Peter).
Я думаю, что в этом прошении, речь идёт именно о них, видимо Людандер Маттиас к тому времени уже умер, а Дотц Пётр подрос и готов вести хозяйство дяди дальше. Вот только неизвестно что стало с этой семьёй т.к. в ревизской сказке за 1798 год такая фамилия отсутствует.
Последний раз редактировалось Diana 09 июл 2012, 09:51, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Информация из протоколов Конторы опекунства иностранных поселенцев о жизни колоний в 1776 году.
продолжение

29 января
От форштегера колонии Старица Готтлиба Гора, за подписью всех колонистов его колонии и по согласованию с секунд-майором Пилем, сообщает, что оставшейся после умершего колониста Генриха Гора холостой двадцати двухлетней сын Август (мачеха его домоводство вести более не в состоянии) сговорил за себя оставшуюся после умершего колониста Готтфрида Каммера из колонии Липовки, дочь девку Юлиану и желает отца своего казенные долги принять на свой счет и просит разрешения на женитьбу. Кантора разрешение дала.
Фамилия Гор интересует меня в том плане, что она хоть и не родственными узами, однако связана с фамилией моих родных - Куфельд.

Для начала найдём в ревизской сказке за 1798 год по колонии Швед, семьи с фамилией Гор, которые переселились туда из колонии Райнвальд/Старицкое.

Sw02 Фридрих Гор, 40 (Friedrich Gar), из Райнвальда,
Его жена Элизабет Арндт, 36, вдова Георга Куфельд, умершего ???
Падчерица, дочь Георга Куфельд, Анна Катерина Куфельд, 16 лет.

В дальнейшем Анна Катерина Куфельд 1783-1847, выйдет замуж за Иогана Генриха Альтергота 1780-1851 (Johann Heinrich Altergott).

Sw24 Август Гор, 45, (August Gorr), из Райнвальда; его жена Катарина Гольцварт, 32; его сыновья - Готфрид, 15; Христиан, 9; Мартин, 2; Генрих, ½; его дочери – Элизабетт Анна, 12; Катарина Элизабет, 8.

Рассмотрим сообщение от 29 января более подробно:
- форштегер колонии Старица Готтлиба Гор; после умершего колониста Генриха Гор;
Здесь нужно сказать, что по данным И. Плеве, взятым из книги "Einwanderung in das Wolgagebiet 1764-67", том 4 стр. 29-46, переселенцев с такой фамилией в колонии Райнвальд не было.
- холостой двадцати двухлетний сын Август,
это в 1776 году ему было 22 года, значит, он 1754 года рождения и на момент поселения в колонии ему должно было быть 12-13 лет.
Если предположить, что поселившиеся в Швед, Фридрих и Август - братья, то получается, что Фридриху на момент поселения было 8-9 лет, и он был 1758 года рождения.
Поищем в списках жителей колонии Райнвальд/Старицкое Генриха, у которого были как минимум два сына в возрасте 12-13 и 8-9 лет.
Такой человек находится - это Георг Генрих, 59 лет, у которого молодая 28 –летняя жена Юлиана Элеонора, она явно была мачехой для его детей: 17-ти летней Кристине Софии, 13-ти летнему Иоганну Августу, а вот 7-и летнему Иоганну Фридриху она вполне могла быть и матерью.
Мне кажется, что Георг Генрих из списков поселенцев колониии и Генрих Гор из информации протоколов Колоний и есть - Гор (Георг) Генрих.
Теперь поищем другого Гора – Готтлиба. В той же книге И. Плеве на стр. 38 находим:
Нор Готлиб, 25 лет (1731 г.р.), в 1776 году ему было 35 лет, и он вполне мог быть форштегером колонии.
Остаётся загадкой, кем они приходились друг - другу? Они вполне могли быть отцом и сыном; братьями; или дядей и племянником.

- сговорил за себя оставшуюся после умершего колониста Готтфрида Каммера из колонии Липовки, дочь девку Юлиану
Опять же из книги И. Плеве "Einwanderung in das Wolgagebiet 1764-67", том 4 стр. 92, в колонии Шефер/Липовка находим семью Готфрида Каммера, 45 лет. Среди его детей находим Юлиану Доротею, 10 лет (1756 г.р.). На момент сговора о женитьбе ей было 20 лет.

Вот, что у меня получилось:
- В 1776 году Август Гор 22 лет женился на Юлиане Доротеи Каммер 20 лет.
В совместном браке у них родились дети:
(данные ревизской сказки за 1798 год)
Готфрид, 15 лет (1783 г.р.);
Элизабетт Анна, 12 лет(1786 г.р.);
Христиан, 9 лет(1789 г.р.);
Катарина Элизабет, 8 лет(1790 г.р.).

- Второй женой Августса Гор была Мария Катарина Гольцварт 1765 г.р.
Думаю, что
Мартин, 2(1796 г.р.);
Генрих, ½(1798 г.р.).
их дети
- В ревизской сказке составленной 8 января 1835 года, записано,
Август Гор умер в 1825 году в возрасте 63 лет, его женой была Анна Луиза Гоппе 1769 г.р., вдова Карла Куфельд умершего 1807 году. Вместе с ними проживали четыре сына Анны Луизы и Карла Куфельд.
Последний раз редактировалось Diana 03 янв 2013, 13:04, всего редактировалось 3 раза.
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Информация из протоколов Конторы опекунства иностранных поселенцев о жизни колоний в 1776 году.
окончание

30 января
Польский подполковник Гогель сообщил, что в ведомстве его колоний Кано и Боаро шульцы Готтлиб Гартманн и Андреас Квинт представили, что они уже первой шестой, а последний одиннадцатый год находятся в должности шульцев, и чувствуют на себе, что несут убытки как в хлебопашестве, так и в ведении домашнего хозяйства. Просят об освобождении от должности и выбрать на их место других: в колонии Кано колониста Андреаса Гоппе, в Боаро - Кристофа Арнста, которых общество выбрало и аттестовало, что Гоппе и Арнст эту должность исполнять способны. Эти аттестаты, подписанные всеми обществами с рапортом в оригинале, представлены. Кантора поручила подполковнику Гогелю старых шульцев от должности освободить, а новым принять письменные дела, сиротские и общие деньги. И, в соответствии с предписаниями Канцелярии опекунства иностранных, следить за исполнением новыми шульцами своих обязанностей и регулярно информировать об этом Кантору.
- выбрать на место шульца в колонии Кано колониста Андреаса Гоппе
В книге И. Плеве "Einwanderung in das Wolgagebiet 1764-67", том 2 стр. 246, в колонии Кано, числился в списках первых колонистов:
Гоппе Иоганн Андреас 22 лет (1746 г.р.), лют., щетинщик из Дессау. Его жена Кристина 19 лет.
В 1769 году у них родилась дочь - Анна Луиза, которая впоследствии стала женой Карла Куфельд 1768 г.р.
- В ревизской сказке составленной 1798 года,
Андреас Гоппе вместе со своей (я думаю уже второй) женой Шарлотой Мюллер 44 лет
(1754 г.р.) и детьми, проживает в колонии Швед. В состав его семьи входит и семья его старшей дочери Анны Луизы, зятя Карла Куфельд (у него были сломаны рука и нога) и двух внуков – Иоганна Генриха 5 лет и Готлиба 4 лет.
Можно предположить, что Андреас Гоппе перешёл в колонию Швед на место школьного учителя. Он умер в 1799 году, возможно, что и Карл Куфельд был школьным учителем т.к. он не мог выполнять физическую работу вследствие своего увечья.
Вполне возможно, что от него пошла учительская династия фамилии Куфельд.

Как вам мои размышления на бумаге? Они появились у меня после прочтения этих коротких 4-х сообщений. Что-то из этих рассуждений может быть и ошибочным, но я думаю, большая часть имеет место быть.
Хочу сказать Игорю Рудольфовичу большое спасибо за его труд и с нетерпением жду новых сообщений.
Студент
Постоянный участник
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 23:16
Благодарил (а): 211 раз
Поблагодарили: 785 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Студент »

Уважаемая, Diana, огромное спасибо за опубликованный план колонии Швед.
Многое проясняется, но ещё больше появляется вопросов. Это вполне естественно.
Если я правильно понял, то имеется упоминание о родственнике D.Hoppe
(на плане участок 5), проживающем в Чикаго.
Скажите пожалуйста, Вам случайно неизвестно кто бы это мог быть и
много ли колонистов из Швед оказалось в Чикаго? Заранее признателен за Ваш ответ.
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Студент писал(а): Скажите пожалуйста, Вам случайно неизвестно кто бы это мог быть и
много ли колонистов из Швед оказалось в Чикаго? Заранее признателен за Ваш ответ.
Уважаемый Студент, к сожалению, я не владею такой информацией, но вы можете просмотреть вот эту страницу.
Ship and Immigration Records
Там вы найдёте неполные списки тех, кто эмигрировал в Америку и Аргентину. Многие вначале выезжали в Аргентину, и только через несколько лет им удалось перебраться в Америку
Если у вас есть желание, то вы можете выбрать из этих списков жителей колонии Швед и полученные данные разместить в данной теме.
Это большой труд, я планировала сделать это в ближайшее время. Но пока руки не доходят.
Буду благодарна, если вы мне в этом поможете.
Студент
Постоянный участник
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 23:16
Благодарил (а): 211 раз
Поблагодарили: 785 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Студент »

Уважаемая, Diana, спасибо за ссылку. Вы правы, с опубликованными списками надо разбираться.
Мой вопрос был вызван следующим: у меня имеется старое фото одного из жителей Швед, сделанное судя по оттиску в фотомастреской Чикаго очевидно в н. 20в. Каких-либо надписей с именем и фамилией не имеется. Судя по неточным семейным преданиям, на фото изображён либо родственник кого-то из семьи Eirich, либо просто односельчанин.
Фотомастерская, где был сделан снимок, называется Edward Fox и существует в Чикаго по сей день, почти на той же улице где и была более ста лет назад.

Попутно ещё один вопрос.
Участок 131 на плане, где родилась Эрна Куфельд, принадлежал семье Gottfried Eirich. Вы случайно не знаете (может быть из рассказов Эрны Куфельд) когда и в связи с чем произошла смена владельца?
Заранее признателен за Ваш ответ.
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Студент писал(а):Попутно ещё один вопрос.
Участок 131 на плане, где родилась Эрна Куфельд, принадлежал семье Gottfried Eirich. Вы случайно не знаете (может быть из рассказов Эрны Куфельд) когда и в связи с чем произошла смена владельца?
Заранее признателен за Ваш ответ.
Уважаемый Студент!
Как жаль, что вы со своим вопросом опоздали всего на несколько месяцев, в начале этого года умерла сестра Эрны - Эмилия. Она бы непременно ответила вам на этот вопрос.
Я же могу только сказать, что Эрна Куфельд была замужем за Йоганесом Айрих (1909-†1944).

Относительно первой части вашего сообщения, рекомендую обратиться к 1.Hilfe модератору нашего сайта. Насколько я знаю, у неё есть доступ к англоязычным сайтам, и там американцы много чего выкладывают. Может быть, она надёт вам того, кто занимается в Америке фамилией Айрих.
Всего хорошего, удачи и спасибо большое, за ваш интерес к этой теме.
Студент
Постоянный участник
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 23:16
Благодарил (а): 211 раз
Поблагодарили: 785 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Студент »

Уважаемая, Diana, спасибо за добрый совет.
Позволю себе небольшое замечание к домовладению 131. Полагаю, что до начала 20-х годов оно принадлежало моему прадеду Gottfried Eirich (1879) и моей прабабушке Элизе Герман.
В середине 70-х прошлого столетия мой дед, который родился в этом доме, специально ездил в Звонаревку, что называется "поклониться праху предков". Его сопровождали родственники. По их описаниям и исходя из опубликованного Вами плана, всё совпадает. Предполагаю также, что дом под номером 73 на плане, мог принадлежать моему прапрадеду Heinrich Eirich (1855), поскольку других людей с таким именем среди многочисленных Eirich не встречается.
В дополнение к описаниям и плану Швед-Звонаревки, хочу обратить внимание на дорогу ведущую в Шталь. Она должна была проходить по небольшому мосту через речку. По рассказам моего деда этот мостик всегда требовал весной ремонта после ледохода. Ещё мой дедушка вспоминал хор мальчиков который пел во время службы в кирхе, рассказывал про арбузы которые росли в округе, про субботнюю уборку улиц, про деревянную табличку с надписью мелом о предстоящем собрании колонистов, передаваемую из одного дома в другой "по цепочке".
Жаль не осталось никаких письменных воспоминаний и мало фотографий.
Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 08:26
Благодарил (а): 1007 раз
Поблагодарили: 1001 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Diana »

Уважаемый Студент,
Большое спасибо за ваши дополнения.
Уже внесла изменения в текст:
-
«Дорога проходила по небольшому мосту через речку. Каждую весну, после ледохода и спада большой воды мост либо сносило, либо ему требовался ремонт. Только в советское время, в 1928 году, был выстроен капитальный мост, однако и его приходилось ремонтировать после весеннего разлива реки».
- Действительно, и мне бабушка говорила, что в кирхе пел хор мальчиков, а я ведь об этом забыла…
„ Церковные службы сопровождались органной музыкой и ангельским пением хора мальчиков, это придавало особую торжественность богослужениям. Орган был куплен и доставлен из Германии, хор мальчиков был организован при церкви“.
- Интересное дополнение про доску с сообщением о собрании. А как это выглядело на практике? Была одна доска для всего села, или на каждую улицу отдельная? Село то ведь было не то что большое, но и не маленькое. Кто-нибудь знает? Наверно так было не только в колонии Швед, но и в других колониях тоже. Напишите, кто знает.
- Прошу вас написать более подробно про вашего деда, его имя год рождения, и т.д. который жил на Второй улице, мне это надо чтобы внести дополнения в домостроение 131.

Ничего удивительного нет в том, что и ваш дед тоже жил в этом доме. Как я уже писала, очень часто в одном доме с хозяином домовладения, проживали семьи братьев или сыновей. Может быть, у вашего деда был брат с именем Йоганнес Айрих, который впоследствии женился на Эрне Куфельд?
У вас не сохранились фотографии посещения села дедом в 70 годах?
Ещё раз спасибо за ваши дополнения, вспоминайте ещё, расспрашивайте живущих ещё родных, кто может что-то помнить. Удачи.
Студент
Постоянный участник
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 23:16
Благодарил (а): 211 раз
Поблагодарили: 785 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Студент »

Уважаемая, Diana, надеюсь на форуме появятся и другие воспоминания, которые помогут более полно составить каритину колонии Швед.
Как я уже сообщал, домовладение 131 должно было принадлежать моему прадеду Gottfried Eirich (1879) и моей прабабушке Элизе Герман. Они вынуждены были покинуть его, вместе с многочисленными детьми, в начале 20-х годов из-за начавшегося голода.
Более никто из них в колонию не вернулся.
Посещение моим дедом Звонарёвки в середине 70-х не запечатлено на фотографиях. Лишь одни устные воспоминания и негативный осадок от неухоженных дворов и улиц, запущенного кладбища, поруганной церкви.
Домовладение 131 могло перейти кому-либо из родственников, но кому именно неизвестно. О Йоганесе Айрих мне к сожалению ничего неизвестно. Среди близких родственников что-то не припомню такого. У прадеда был кузен, который жил неподалёку на хуторе. Он имел в своём хозяйстве верблюдов, которых новая власть как и всякие воинские части почему-то не реквизировали. Может быть кто-либо из потомков этого кузена и поселился затем в доме.
Студент
Постоянный участник
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 23:16
Благодарил (а): 211 раз
Поблагодарили: 785 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Студент »

Изображение
Как отмечалось, часть жителей колонии Schwed перебралась в США. Отметки об этом встречаются на плане колонии.
На фото сделанном в 1934 г. в Чикаго запечатлены юные музыканты местного отделения союза в поддержку поволжских немцев. На рубашках хорошо видны буквы WDUV, указывающие на принадлежность к данной организации. Родители этих детишек выходцы из колоний Schwed, Enders, Krasnojar, Stahl, Reinwald, Rosenheim, Katharinenstadt, Paulskoje, Nieder-Monjou.
Фамилии музыкантов Groh, Bauer, Diel, Walter, Werner, Ritter, Steigerwaldt, Schnarr, Felde, Ehlert, Altergott, Ulrich, DeGraf, Yurk, Dubs. Руководитель Eduard Dorazil.
Фото представляет собой выдержку из книги The Volga Germans Kracnoyar Chicago.
Студент
Постоянный участник
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 23:16
Благодарил (а): 211 раз
Поблагодарили: 785 раз

Re: План колонии Швед и домостроения колонистов

Сообщение Студент »

Изображение

Ещё один снимок 30-х годов прошлого века, сделанный в Чикаго.
На нём запечетлены члены спортивного клуба:
Top Row: Hank ZEITLER, Dave Tootsie HOPPE, Dave Dugan SCHWEIGERT, Goff HERZOG, Henry Schtumma HOPPE,Dave Schwatza CHRIST , Chris Gabby ALTERGOTT and Pete RIEB.
Middle Row: Hank EIRICH, Alex Schtribber WIEGEL, Fred Fob HOPPE, Fred LAUBACH, Chick JACOBY and Fred Schwatza CHRIST.
Front Row: SCOTTY SAUER, Shorty ALTERGOTT, Fred Steigy STEIGERWALDT, HANK Fat DEGRAF, and Dave Ratch SCHWEIGERT
Фамилии многих встречаются в надписях на плане колонии Швед.
Ответить

Вернуться в «Schwed (Швед) / Звонаревка»