Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

http://tovbin.ru/docs/kabo.shtml?p=novozlatopol

ЮДЕНПЛАН ОТ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

Как пишет по этому поводу Яков Пасик и Тим Янзен в своих работах за 2007 год, императрица Екатерина ІІ, стремясь привлечь иностранных колонистов для освоения и заселения пустынных земель Новороссии, обещала немцам - меннонитам при переселении в Россию свободу вероисповедания и свободу от воинской службы. В 1788 г. первая группа немцев-меннонитов, состоявшая из с 228 семей из района Данцига, выехала в Россию. Они основали первые восемь колоний на острове Хортица, на Днепре, около уездного города Александровск Екатеринославской губернии.

Еврейская колонизация Новороссии началась в 1844 году. В отличие от немецких колонистов еврей-переселенцы не имели опыта крестьянского труда. На первом этапе для обучения евреев распашке земли, посеву, уборке и хранению урожая херсонскими властями были наняты русские крестьяне. Однако предложенная правительством система обучения не дала положительных результатов. Еврейские земледельческие колонии сильно отставали от своих соседей. Положение о евреях-земледельцах от 1844 г. давало евреям право на первые три года нанимать христиан для обучения хозяйству. Проблема была только в том, что нищий еврей-земледелец не имел средств для найма. Наконец было найдено эффективное решение, включенное "Дополнительные правила о поселении евреев на казенных землях и о управлении колониями", утвержденные императором Николаем I от 5 марта 1847г. Было признано необходимым привлекать в еврейские колонии различными льготами образцовых немецких-колонистов для примера хозяйствования. Ставилась задача о поселении одной немецкой семьи на 10 еврейских дворов в каждую еврейскую колонию. Евреи попадали под надзор немцев-колонистов, но это их не пугало. Евреи понимали преимущества совместного проживания с немцами и сами просили селить их вместе с ними для передачи опыта хозяйствования на земле. К этому времени в Херсонской губернии было основано 16 еврейских колоний. Желающим переселиться в еврейские колонии обещали 40 десятин земли, долгосрочные налоговые льготы и право содержать в еврейских колониях собственные школы и сельскую администрацию. В начале 1850-х приблизительно 50 семей из Хортицы переехали в шесть еврейские колонии, чтобы обучить новичков земледелию и животноводству и служить примером образцового хозяйствования.
Меннониты назвали группу еврейских колоний Юденпланом (Judenplan - еврейский проект, нем.). Позже меннониты также использовали другое название Hebraer Kolonie (иудейская колония, нем.). В англоязычных меннонитских источниках это название приводится с искажением Ebraer Colony (Hebraer - иудей, нем.).

В каждой еврейской колонии жили от 40 до 60 еврейских семей и приблизительно 8 меннонитских крестьянских семей. Впоследствии количество жителей колоний росло, но это соотношение между евреями и меннонитами сохранялось. Меннониты часто арендовали земли еврейских колонистов, которые уезжали в города, чтобы заняться другой деятельностью.
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

Эта проблематика была пару раз затронута у нас на форуме, но пока не было отдельной темы. Здесь можно делиться не только ссылками из интернета, но и информацией из семейных хроник. Присоединяйтесь!
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
david metzler
Постоянный участник
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 03 апр 2012, 14:54
Благодарил (а): 2179 раз
Поблагодарили: 432 раза

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение david metzler »

MiLana писал(а):Меннониты часто арендовали земли еврейских колонистов, которые уезжали в города, чтобы заняться другой деятельностью.
Они уже тогда знали что на пахоте можно только горб заработать, а деньги надо чем-то другим зарабатывать, а немцы российские еще сегодня пашут.
Интерессуюсь Нижняя Добринка; Metzler, Repp, Becker, Wunder..
exorcio
Постоянный участник
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 22:04
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение exorcio »

david metzler писал(а):
MiLana писал(а):Меннониты часто арендовали земли еврейских колонистов, которые уезжали в города, чтобы заняться другой деятельностью.
Они уже тогда знали что на пахоте можно только горб заработать, а деньги надо чем-то другим зарабатывать, а немцы российские еще сегодня пашут.
Они уже тогда много чего знали :-D

В середине XIX века для примера хозяйствования в колонию ( прим. -Эфингар ) поселили немецких колонистов. Из образцовых немецких колонистов стали назначать смотрителей колоний. Отношения евреев и смотрителей из немцев, особенно в первое время, были конфликтные. Так, 5 октября 1859 г. сельский начальник Утц (Utz) встретил в поле четырех ефингарских евреев: Вульфа Тумана, Акоськина, Барандорфа и Найдена. Утц заметил евреям, что их лошади бродят по посевам и вредят им. В ответ евреи стали обвинять Утца, что он обижает евреев, сажает их под арест, штрафует и наказывает работами. Разгорелась ссора. Евреи избили начальника "столь жестоко, что он почти не мог дышать". Утц просил их сжалиться над женой и одиннадцатью его детьми и оставить его живого. Евреи заставили Утца клясться, что никому ничего не скажет.
http://www.evkol.nm.ru/efingar.htm
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

david metzler писал(а):Они уже тогда знали что на пахоте можно только горб заработать, а деньги надо чем-то другим зарабатывать, а немцы российские еще сегодня пашут.
Lieber David, давайте по существу!
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
Heinrich Reichert
Модератор
Сообщения: 2370
Зарегистрирован: 05 янв 2011, 01:08
Благодарил (а): 2249 раз
Поблагодарили: 4652 раза

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение Heinrich Reichert »

MiLana писал(а):Эта проблематика была пару раз затронута у нас на форуме, но пока не было отдельной темы
Думаю, что и не стоило её ещё раз поднимать. Эта тема "больная" и может принять неадекватное направление. Само название темы "немцы в еврейских колониях", поднимает вопрос - а для чего они были там?
Иную политику по отношению к евреям проводила, хотя и непоследовательно, Екатерина II. В первом манифесте по случаю ее воцарения (1762), разрешавшем всем иностранцам беспрепятственно селиться в России, содержалась оговорка «кроме жидов», однако во втором манифесте (1763) такой оговорки уже не было. В 1764 г. Екатерина II удовлетворила просьбу украинского «шляхетства и старшин» о позволении евреям «временно» приезжать в Малороссию. В 1783 г. евреям разрешили записываться в городские сословия, уравняв их таким образом в правах с христианскими купцами и мещанами. В официальных документах за подписью императрицы применительно к русским подданным не употреблялось слово «жид».

При Екатерине II евреи получили возможность селиться в отвоеванных у Турции степных районах Причерноморья, так называемой Новороссии. Вначале (с 1763 г.) соответствующие разрешения давались негласно (губернаторами или «негласной комиссией» во главе с секунд-майором Ртищевым). Таким образом в 1764 г. в Новороссию попали первые семь евреев из Литвы; в том же году императорским указом, адресованным киевскому генерал-губернатору, евреям было позволено селиться в недавно созданной Новороссийской губернии и создавать земледельческие поселения. К 1772 г. в Новороссию переехали несколько сотен евреев, в основном из Польши и Курляндии (см. Латвия). Евреи не только стали одними из первых колонистов Причерноморья, но и использовались как вербовщики поселенцев. В резолюции на одном из донесений о нарушении евреями запрета на провоз «горячего вина» (то есть водки) из Польши князь Г. Потемкин приказал предупредить евреев, желающих переселиться в Новороссийскую губернию, что «ни один не будет впущен, доколе не выведет пять человек польских поселян в государственные поселяне, и чтоб объявлен был капитал, с которым сюда прибудут».

В то же время местная администрация препятствовала переселению евреев; систематический характер оно приняло лишь после 1775 г., когда новороссийский губернатор Муромцев наложил на прошение балтских евреев (см. Балта) резолюцию с разрешением переселиться в эту губернию. Порядок расселения евреев в земледельческих колониях на Днепре и Буге определялся так называемыми «кондициями» 1776 г. Евреям-поселенцам предоставлялся ряд льгот (государственный заем на строительство, частичное освобождение от налогов на семь лет, возможность привозить из Польши водку, и другие). Но поскольку значительная часть поселенцев не стала заниматься сельским хозяйством, «кондициями» 1777 г. были введены пошлины на провоз товаров, а срок действия налоговых льгот сокращен до одного года.

В 1791 г. указом Екатерины II евреям было разрешено «пользоваться правом гражданства и мещанства» только в Белоруссии и Новороссийском крае, включая Крым; тем самым было положено начало черте оседлости (еще до ее официального введения в 1804 г.).

На протяжении всего 18 в. евреи, жившие в той части Украины, которая находилась под управлением России, занимались торговлей, ремеслом и шинкарством.

http://www.eleven.co.il/article/15408
Почитать на эту тему можно здесь
http://www.evkol.nm.ru/stalindorf.htm
и здесь
Интересует всё о Райхерт с Волги.Также интересует фамилия Герониме,Ортман,Бокслер,Шюллер из Мариенталь на Волге.Интерес по колониям Запорожья(Блюменталь, Ляйтерхаузен и т.д.)- фамилии Лайер(Лейер) и Бернгардт.
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

Heinrich Reichert писал(а):поднимает вопрос - а для чего они были там?
Мне тоже показался этот вопрос интересным, так я вышла на Якова Пасика и его работы в интернете, которые показались мне опять-таки интересными.
Например это:

Немцы-колонисты, желающие поселиться в еврейских колониях, обязывались предъявить: свидетельства местного начальства о добропорядочном их поведении, о том, что они достаточно сведущи в сельском хозяйстве, обладают собственными средствами водвориться при колонии и обзавестись нужными для хозяйства вещами. Допущенные к водворению в еврейские колонии наделялись в ней усадебным местом и участком 40 десятин земли. Этой землей они пользовались в первые 10 лет - бесплатно, а вторые - с уплатой половинного налога. По истечение 20 лет желающие могли остаться на своих участках, но должны были платить полный налог; в противном случае им предоставлялось право возвратиться в свою колонию.


Это помогло мне понять почему мой пра-прадед пошел из Альт-Данцига в соседнюю еврейскую колонию.
"Больной" тему делают люди, если тема "заболеет", пусть Сан Саныч ее удалит.
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

http://www.evkol.nm.ru/judenplan.htm

Переселившиеся немцы-колонисты должны были в течение не более двух лет со времени допущения к водворению, кончить хозяйственное устройство. Тем, которые из-за ограниченности средств не были в состоянии возвести более обширные постройки, предоставлялась возможность построиться "по плану, который преподан евреям-земледельцам, т.е. самых ограниченных размеров и с возможной простотою..." Они были обязаны постоянно содержать свое хозяйство, как бы оно ни было мало и просто, в порядке и чистоте. Их поведение должно было быть честным и добропорядочным, чтобы евреи-земледельцы видели в немцах-колонистах не только образцовых хозяев и руководителей, но и пример нравственности.
Немцы-колонисты, не выполнявшие "своего назначения" и признанные "по поведению и другим причинам, неблагонадежными", подлежали немедленному удалению из еврейских колоний. [8]


Меннониты пользовались заслуженным авторитетом. Хорошо их знавший по службе председатель Попечительного комитета действительный статский советник Е.Ф. Ган сообщал руководству: "...нигде нельзя найти людей более склонных к послушанию, более привязанных к порядку, более добросовестных, расчетливых и трудолюбивых, как между меннонитами". [10] Министр государственных имуществ граф П.Д. Киселев, в заведовании которого находился Попечительный комитет, остановился на меннонитах, видя, что это "люди особенно религиозные, - найдут в новых колониях, кроме материальных выгод, и средства быть полезными в филантропическом и религиозном отношениях для людей, требующих не только устройства хозяйственного, но и нравственного назидания". [11]
В это время в меннонитских колониях возникла земельная проблема, вызванная ростом населения и прекращением с 1842 г. выделения льготных земельных наделов. [12] Для безземельных меннонитских семей появилась возможность получить наконец свою землю и в придачу к ней значительные льготы. Несмотря на привычку жить в изолированной среде, желающие переселиться нашлись. Десятки меннонитских семей из Хортицы переехали в еврейские колонии, чтобы обучить новичков земледелию и животноводству, консультировать их и служить примером образцового хозяйствования. Меннониты Хортицы назвали эту группу еврейских колоний Юденпланом (нем. Judenplan - еврейский проект). Позже меннониты также использовали другое название Hebraer Kolonie (нем. иудейская колония). В англоязычных меннонитских источниках это название пишется как Ebraer Colony.


Переселение меннонитов началось в 1851 г. [13] По данным списка, составленного в 1852 г. обер-шульцем Хортицкой колонии Якобом Барчем (нем. Jakob Bartsch) для Попечительного комитета в Юденплан переехали 52 семьи численностью 309 человек, [14] в среднем 8,7 семьи и 51,5 меннонита на одну еврейскую колонию. Эти цифры примерно соответствовали стоявшей задаче о поселении одной немецкой семьи на 10 еврейских дворов в каждую еврейскую колонию.

Становление меннонитов в Юденплане происходило при моральной и финансовой поддержке "материнских" колоний, поэтому в отличие от становления последних, процесс шел значительно быстрее и менее болезненно. Однако, несмотря на это, в Юденплане было немало тех меннонитов, которые по ряду причин в первые годы покидали новые места. На их место приходили другие поселенцы, но восполнить потери они не смогли. [15] Так, по данным 10-й ревизии 1858 г. в шести колониях Юденплана проживало 3058 человек, из них немцев-колонистов (меннонитов) - 247 (примерно 8% населения, уменьшилось на 62 человека по сравнению с 1852 г.). По количеству немецких колонистов, поселенных в еврейские колонии, Юденплан значительно опережал 14 других еврейских колоний Херсонской губернии. По данным той же ревизии в них проживало 14512 человек из них немцев-колонистов - только 203 (1,4%).

Меннониты поселялись рядом друг с другом на отдельном участке на окраине колоний. В некоторых колониях, например, в Каменке, меннонитский участок был настолько отделен от еврейской колонии, что отображался на карте, как отдельный населенный пункт, помеченный названием "немецкая колония". В соответствии с обязательством в течение первых двух лет меннониты отстроили дома и хозяйственные помещения с высокими остроконечными крышами и фронтонами такие же, как строения в колониях Хортицы. Эти постройки резко контрастировали с низко посаженными в землю жильем еврейских колонистов и крестьян соседних деревень. Еще одной особенность меннонитского поселения являлось высаживание на обочинах своих улиц деревьев, прежде всего акаций, и разведение садов и цветников. Евреи-колонисты и их соседи еще долгое время не понимали необходимости в выращивании "бесполезных" в хозяйственном смысле растений.

Меннониты в Юдендорфе имели собственную отдельную от евреев администрацию, которая подчинялась назначенным Попечительным комитетом в еврейские колонии немецким сельским старшинам. Меннонониты не участвовали в хозяйственной и общественной жизни еврейских колоний, за исключением мероприятий, которые направлялись к общей как евреев, так и меннонитов пользе, например, возведение плотин, устройство колодцев, наем пастухов и т.д. Несмотря на некоторое естественное взаимодействие между двумя группами, в результате поселения меннонитов в еврейских колониях были созданы два отдельных общества.

Основным занятием меннонитов было сельское хозяйство. Меннониты часто арендовали земли еврейских колонистов, которые уезжали в города, чтобы заняться другой деятельностью. Обработка пашни и посевов в хозяйствах меннонитов проводилась очень качественно, применялись многопольный севооборот, посев кормовых трав, улучшенные земледельческие орудия и машины. В следствие этого они получали высокие урожаи. Кроме того, в меннонитских хозяйствах процветало животноводство, огородничество и садоводство. Высокую оценку приселенным к евреям-земледельцам в качестве образцовых хозяев меннонитам дал председатель Попечительного комитета, статский советник А.И. Гамм, отмечавший, что образцовые усадьбы меннонитов исчезали среди роскошной зелени, были окружены огородами, наполнены значительными запасами, словом - служили прекрасным доказательством того, к каким благим результатам может довести земледелец свое хозяйство "трудолюбием, знанием дела и доброю волею..." [16]

Меннонитам, поселявшимся в еврейские колонии, не возбранялось заниматься и ремеслами. Успешная сельскохозяйственная деятельность меннонитов способствовала накоплению у них крупных денежных капиталов, на которые меннониты основывали промышленные предприятия, главным образом в области сельскохозяйственного машиностроения и мельничного производства. Так, в первые десятилетия после поселения были основаны: плотницкая Герхарда Андреаса (Gerhard Andreas) в I860 г. в Каменке; кузницы Якоба Фризена (Jakob Friesen ) в 1861 г. и Корнелиуса Мантлера (Kornelius Mantler) в 1868 г. в Новоподольске; мельницы Абрама Унгера (Abram Unger) в 1853 г. в Новоподольске, Германа Петерса (Hermann Peters) в Каменке и Дитриха Тиссена (Dietrich Thiessen) в Нововитебске в 1860 г. [17]

Каждая колония имела меннонитскую школу. Школы содержались исключительно за счет общественных средств, в них работали и собственные учителя. Меннонитское духовенство бдительно следило за школьным образованием. Особое внимание уделялось чтению и изучению Библии. Меннонитское население было поголовно грамотно. Школы использовались в качестве молитвенных домов для воскресных богослужений.

Единственный меннонитский молитвенный дом в Юденплане находился в Нововитебске. Здание размером 14,6 х 7,3 м и высотой 3 м, было построено из леса в 1862 г. Поскольку здание не отапливалось, зимой молельный дом не функционировал, а служба проводилась в частных домах меннонитов на ротационной основе или в школе. Таким же образом организовывалось богослужение и в других колониях Юденплана. [18]


Сельским старшиной (смотрителем) еврейских колоний Юденплана с 1851 г. был назначен 32-летний Дитрих Давидович Епп (Dietrich David Epp). [19] По количеству населенных пунктов и численности населения Юденплан соответствовал волости, а должность смотрителя соответствовала должности волостного старшины. Колонии только что были основаны, и жители были полностью неопытными в сельском хозяйстве. Дитрих Епп много сделал для обучения еврейских крестьян. Он непрерывно перемещался от одного участка к другому, инструктировал и показывал на практике приемы распашки земли, посева, уборки и хранения урожая. Как старшина Дитрих Епп отвечал за сохранение "общего порядка и спокойствия" в Юденплане. Он доводил до населения законы и распоряжения правительства. Кроме полицейских, на нем лежали и административные обязанности: наблюдать за исправным содержанием путей сообщения, за отбыванием повинностей и т.п. Его работа получила благодарное признание евреев и властей. В 1867 г. колонисты Каменки, Излучистой, Новожитомира, Новоковно и Новоподольска ходатайствовали о предоставлении сельскому начальнику Эппу в потомственное владение дома, в котором он жил, в Новоподольске, с усадьбой, на устройство которых он вложил много сил и средств. Попечительный комитет колоний, со своей стороны, тоже признавал хорошую работу во вверенных ему колониях - развел на плантации при своем доме отличный сад, с большой древесной школой и питомниками, из которых пересадил в палисадники земледельческих домов несколько тысяч деревьев. Министерство признало ходатайство убедительным и уступило Эппу усадьбу с жилыми и хозяйственными строениями и лесными насаждениями. [20] Дитрих Епп умер 1900 г. на своем посту в возрасте 80 лет.

Сельскому смотрителю Юденплана подчинялись смотрители одной или нескольких еврейских колоний: Кеппен (Koeppen) проживал в Нововитебске, Арон Лепп (Aron Loepp) - в Каменке, Карл Эйгер (Karl Jaeger) - в Новожитомире. [21]

Назначенный сельским начальником Дитрих Эпп предложил переселиться в Юденплан своему младшему брату Якобу (Jacob David Epp) (1820-1890), школьному учителю на острове Хортица. Братья происходили из знатной семьи. Их дед Давид Эпп (1750-1802) был представителем меннонитов на переговорах о льготах, предоставленных меннонитам императором Павлом I в 1800 г. Их отец Давид Эпп (1781-1843) был известным проповедником. В 1851-1880 гг. Якоб подробно вел знаменитый дневник, насыщенный подробностями жизни в Юденплане в первые десятилетия. Дневник реалистично отображает проблемы меннонитской общины: безземелье и связанная с ним нищета; религиозное инакомыслие, раздел церкви, утрата традиционных ценностей и веры; опасения, что Россия больше не является безопасным местом для меннонитов; поиски нового дома и эмиграция. Автор сообщает ценные подробности своего переселения в Юденплан. Его первая жена была против смешанного еврейско-меннонитского проживания. Меннониты, привыкшие жить в своих общинах, опасались жить вне их и поэтому неохотно соглашались переселиться в места, отдаленные от меннонитских общин. Несмотря на это, чтобы оценить перспективы переселения своей быстро растущей бедной семьи, Якоб дважды посетил Юденплан. На месте он увидел еврейские колонии, окруженные крепостными деревнями и помещичьими имениями. Все эти земли выгодно располагались на территории, хорошо дренированной реками Саксагань, Каменка, Желтая, Базавлук и ручьями, впадающими в них. Рядом были рынки Кривого Рога и Софиевки. Примерно в 60 верстах юго-восточнее находился порт на Днепре - Никополь, развивавшийся как основной перевалочный пункт экспортного зерна из региона через Черное море на мировые рынки. Относительно недалеко находилась Хортица. Величина образовывавшейся общины меннонитов Юденплана была достаточной для создания нормальных условий религиозной и общинной жизни. Увиденное и обдуманное убедили Якоба Эппа принять решение о переселении, чтобы на новом месте заработать на жизнь для своей семьи. В 1852 г. он оставил преподавательскую работу и поселился с семьей в Нововитебске, став образцовым хозяином. Через некоторое время Якоб Эпп был избран проповедником (minister) и служил в качестве такового до самой смерти. В конце 1860-х - начале 1870-х он помогал своим детям приобретать землю во вновь созданных дочерних колониях, созданных рядом с Юденпланом. В 1874 г. Якоб Эпп покинул Юденплан, купив ферму по соседству. После его смерти в 1890 г. его вдова (вторая жена) и десять из одиннадцати его детей с семьям эмигрировали в Канаду. [22], [23]
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

Совместное проживание евреев и меннонитов в колониях, особенно в первые годы, не было безоблачным.
В начале земельные участки меннонитов были разбросаны среди еврейских участков. Тогда евреям было не под силу обрабатывать весь выделенный им надел. Поэтому справа и слева от хорошо обработанных меннонитских участков находились необработанные еврейские земли. Кроме того евреи позволяли крестьянам соседних деревень использовать необработанные земли в качестве пастбищ для рогатого скота. В результате обработанные поля меннонитов иногда затаптывались. Естественно это снижало урожайность у меннонитов и сказывалось на отношениях с евреями. Немцы требовали отделения своих земель от остальных и добились этого спустя 30 лет. [24]
В 1865 г. меннониты добились права бесплатного выпаса на общественном пастбище по 20 голов крупного скота. Однако уступавшие меннонитам по количеству скота еврейские хозяева посчитали это несправедливым. Евреи опротестовали это решение и просили Попечительный комитет установить для всех колонистов вне зависимости от их разряда норму бесплатного выпаса не более 5-ти голов. В 1867 г. прошение евреев было удовлетворено, [25] и богатые хозяева за выпас большего количества голов пополняли мирской капитал колоний.
Евреи Нововитебска оспаривали статус вышеупомянутого Якоба Эппа, как "образцового колониста", утверждая, что он был девятым в Нововитебске, в то время как нормой было восемь. Конфликт затянулся на годы, вызывая у Якоба Эппа чувство неуверенности и беспокойства. Наконец, в 1868 г., через 16 лет после поселения, по настоянию своего брата Дитриха, смотрителя Юденплана, он переселился в соседнюю колонию Новоподольск, где его статус был бесспорным. [26]
Менее острые бытовые конфликты, как правило, решались в процессе обсуждения между сторонами, вмешательством религиозных лидеров или арбитражем, назначенным смотрителем.

Языки евреев и меннонитов Юденплана были достаточно близки, что позволяло без труда понимать друг друга, но разные религии, молитвенные дома, школы, статус (наставники и ученики), профессиональная ориентация, одежда и т.п. сильно ограничивали их контакты. В дневнике Я. Эппа не приведены примеры тесной дружбы, романтических или сексуальных связей между евреями и меннонитами Юденплана. С другой стороны, в дневнике нет характерных для антисемитизма обвинений евреев во всех проблемах (поиск "козла отпущения") и демонизации евреев. [27]

Несмотря на трудности совместного проживания, процесс обучения продолжался и уже во втором поколении еврейские колонисты приблизились по своему уровню к своим соседям. По примеру меннонитов евреи стали использовать: вместо волов лошадей, с помощью которых значительно сократились трудоемкость и время обработки пашни; удобные для перевозки грузов немецкие повозки; коров так называемой немецкой, или красной породы т.д.
Член Совета государственных имуществ, действительный статский советник В. А. Иславин, обследовавший еврейские колонии в 1865 г., отмечал, что поселение немецких колонистов вместе с евреями принесло пользу: укрепилось экономическое положение еврейских колоний; многие еврейские колонисты "добровольно переняли от немцев способы обработки, посева полей, съемку, уборку хлеба; завели земледельческие орудия, заботились о скоте, а иные даже занялись огородничеством". Особая комиссия министерства государственных имуществ, основываясь на докладе Иславина, также отметила, что "утешительные результаты" были получены только благодаря подчинению колоний "более строгому надзору и ближайшему руководству опытных хозяев из меннонитов..." [28]

Со временем необходимость в опеке образцовых хозяев из меннонитов отпала, но они продолжали жить в еврейских колониях. Прогресс евреев в сельском хозяйстве и рост уровня жизни способствовал улучшению отношений между общинами, хотя дружеские связи между евреями и меннонитами были минимальными.

Юденплан и соседние меннонитские колонии. 1880 г.
Переселение меннонитов в Юденплан лишь временно облегчило земельную проблему в Хортице. Более того, со временем появились безземельные меннониты и в самом Юденплане. Это были дети тех меннонитов, которые в начале 1850 гг. поселился в еврейских колониях. Для решения острой проблемы начиная с середины 1860-х гг. меннониты основали новые колонии на арендованных или купленных помещичьих землях в тридцати-километровой зоне вокруг Юденплана.

В 1865-1866 г. юго-восточнее Юденплана на землях, купленных у помещика Борозенко были основаны т.н. борозенковские колонии. [29]
В 1870 г. были основаны неплюевские колонии. [30]
Севернее Юденплана меннонитами Хортицы были основаны на выкупленных землях князя Баратова баратовские (1871 г.) и капитан Шляхтина шляхтинские (1874 г.) "дочерние" колонии. [31], [32]

В течение нескольких лет после начала основания этих поселений, можно было увидеть многочисленные безземельные семьи меннонитов из Юденплана, Хортицы и Молочной, на длинных специфических немецких повозках, заваленных инвентарем, домашним имуществом и детьми, направляющихся по разбитой и пыльной дороге в новые дочерние колонии. [33]

Меннониты Юденплана вначале принадлежали к Хортицкой меннонитской общине. Они совершали частые визиты в "материнскую" колонию. Крепкая связь с Хортицей носила не только религиозный характер, установились также тесные торговые и деловые отношения, поддерживались связи между родственниками и друзьями. Однако в середине XIX века среди меннонитов возникли религиозные разногласия. Некоторые из них стали говорить об уклонении большинства от учения основателя их религии и выделились в особую секту новоменнонитов (братские меннониты), имевшую цель восстановить учение Менона-Зимона. В 1857-1858 гг. в новую секту вошел сельский начальник еврейских колоний Каменки и Излучистой Арон Лепп, меннонит из колонии Эйнлаге. Проповедь Леппа велась настолько открыто и энергично, что жители колоний вынуждены были обратиться в Попечительный комитет с жалобой. В 1865 г. Лепп был отстранен от своей должности. [34]

В последней трети века религиозных идеи братских меннонитов стали быстро распространяться среди меннонитов. В 1888 г. в Новоподольске была образована братская община меннонитов под руководством Франца Петерса (Franz Peters) , которого затем сменил Франц Вилер (Franz Wieler) . Уже к концу века большинство меннонитов Юденплана относили себя к Новохортицкой (баратовская колония) меннонитской братской общине. В 1906 г. в Новоподольскую общину братских меннонитов входили 61 человек. [35]

После введения в 1874 г. в России всеобщей воинской повинности меннониты почувствовали надвигающуюся угрозу основе своей религии - принципу религиозного пацифизма. Даже введение альтернативной службы в пожарных и лесных командах не предотвратило эмиграцию меннонитов в Северную и Южную Америку. (...)
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

То, что Яков Пасик выработал в отношениях меннонитов, можно в большой степени перенести на других немцев-колонистов:
- взаимоотношения немцев- и евреев - колонистов базировали на взаимной экономической выгоде,
- новые односельчане жили обособленно, культурная, религиозная жизнь была друг от друга изолирована, их контакты ограничивались главным образом на экономике,
- совместные браки были с обеих сторон (по религиозным причинам) нежелательны и до конца 19 века редки.

Или у кого-нибудь есть материал, опровергающий эти предположения?
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

Данные отсюда:
Канкрин И.В. "Еврейские земледельческие колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии" Екатеринослав, 1893.

Автор исследовал колонии уже на заключительном этапе Юденплана, данных по 1850м годам, за исключением некоторых по меннонитам, я пока не нашла.

Канкрин делал списки всех жителей иследуемых им еврейских колоний, благодаря этому в его списках есть и "образцовые" хозяйства немцев. Интeресно, что автор указывает состав семьи (не поименный к сожалению), профессии жителей, их материальное положение. Может кому-то пригодится в поиске.

Немцы – Мустервирты
Приютная:
1. Гросс Йоганн Григорьевич 3 детей, сыновья кузнецы
2. Дановац Йоганн Карлович 7 детей, столяр
3. Дановац Фридрих Карлович 7 детей,
4. Рейзвиг Карл Кондратьевич 2 детей, кузнец

Галушка:
1. Шпис Якуб (Якоб?) Иоганович
2. Шпис Иоган Иоганович, 5 детей
3. Фридрих Якуб Иоганович, 1 дочь
4. Фридрих Иоган Иоганович, 3 детей
Последний раз редактировалось MiLana 13 май 2013, 15:28, всего редактировалось 1 раз.
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

Список жителей колонии Богодаровка из книги Канкрина И.В. "Еврейские земледельческие колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии" Екатеринослав, 1893. С. 46-66.

Немцы-образцовые хозяева:
Майер Данило Данилов
Гит Данило Данилович
Шульц Людвиг Фридрихов

Посторонние лица разных сословий:
возможно немцы-колонисты
Кригер Готфрид Соломонов
Майер Готлиб Данилов
Дерк Карл
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

http://www.evkol.nm.ru/list_ekaterinoslav.htm
Список жителей колонии Веселая из книги Канкрина И.В. "Еврейские земледельческие колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии" Екатеринослав, 1893. С. 130-147.
Образцовые хозяева-немцы :
Флейшгауер Фердман Иоганов
Рейхтерн Франц Андреев

Сторонние лица :
Шидловский Михель Иоганов
Шидловский Мартин Иоганов
Шидловский Иоган Михелев
Домке Эрдман Петров

Список жителей колонии Горькая из книги Канкрина И.В. "Еврейские земледельческие колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии" Екатеринослав, 1893. С. 72-84.
Образцовые хозяева-немцы :
Лошицкий Михель Андреев
Крушинский Иоган Иоганов
Коз Георг Георгиев
Фуйст Генрих Фридрихов

Сторонние лица :
Циперлинг Карл
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

Список жителей колонии Красноселка из книги Канкрина И.В. "Еврейские земледельческие колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии" Екатеринослав, 1893. С. 148-164.

Образцовые хозяева-немцы :

Брунер Филипп Филиппов
Кнор Филипп Михелев
Маштедер Иоган
Михель Даниил Францов
Шперлинг Филипп Мотисов (Maтиас?)

Посторонние лица
Немцы :
Брунер Матис Филиппов
Ганзвинг Мартин Ефремов
Ганзвинг Мартин Мартинов
Реймер Фердинанд Яковлев
Фибер Иоган Эдуардов
Шперлин (г?) Иоган Филиппов

Список жителей колонии Межиречь из книги Канкрина И.В. "Еврейские земледельческие колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии" Екатеринослав, 1893. С. 170-186.

Образцовые хозяева-немцы :
Майер Антон Готфридов
Оборовский Иоган Александров
Шрейбер Франц Адамов

Посторонние лица
Немцы :
Карнот Михель Генрихов
Колинский Михель Якубов
Роджай Якуб Михелев
Рон Иоган
Фихт Томас Иоганов
Шерковский Абрам Иоганов
Шот Иоган Иоганов



Список жителей колонии Нечаевка из книги Канкрина И.В. "Еврейские земледельческие колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии" Екатеринослав, 1893. С. 220-231.
Сторонние обыватели
Евреи :
Немцы :
Адиер Иоган Иоганов
Мицек Якуб Антонов
Стеблов Георг Георгов
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

Список жителей колонии Новозлатополь из книги Канкрина И.В. "Еврейские земледельческие колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии" Екатеринослав, 1893. С. 92-124.
Образцовые хозяева-немцы :
Бухмиллер Генрих Генрихов
Бухмиллер Георг Карлов
Даудрих Иоган Генрихов
Даудрих Иоган Генрихов
Даудрих Карл Генрихов
Рейзвиг Якуб Егорович
Реймхе Адам Якубов

Немцы :
Абенд Якуб Якубова
Бухмиллер Карл Карлов
Бухмиллер Конрад Генрихов
Бухмиллер Людвиг Карлович
Ганзвент Иоган
Даудрих Людвиг Генрихов
Зелинский Иоган Иоганов
Левандовский Петр Петров
Плуговский Михель
Плуговский Август Михелев
Рейзвиг Иоган Якубов
Рейзвиг Генрих Якубов
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

Список жителей колонии Роскошная из книги Канкрина И.В. "Еврейские земледельческие колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии" Екатеринослав, 1893. С. 30-40.

Посторонние разных сословий :
Шпис Якуб Иоганов
Шпис Иоган Иоганов
Фридрих Якуб Иоганов
Фридрих Иоган Иоганов



Список жителей колонии Трудолюбовка из книги Канкрина И.В. "Еврейские земледельческие колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии" Екатеринослав, 1893. С. 192-214.

Образцовые хозяева-немцы :
Бальц Конрад Конрадов
Гейлеман Эдуард Фердинандов
Дейфель Якуб Иоганов
Кригер Якуб Якубов
Пельц Якуб Готфридов

Сторонние лица :

Немцы :
Гейлеман Христиан Андреев
Кедровский Иоган Петров
Клейс Зомель Зомелев
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

Мой прапрадед Михель Броковский, чей отец/дед прибыл в Альт-Данциг из Пруссии, был кузнецом и как выяснилось в ходе моего поска из церковных книг (Familycearch), прожил несколько лет (предположительно 1875 - 85) в еврейской колонии Ново-Полтавка.
Отсюда и мой личный интерес к этой теме взаимоотношений немцев и евреев.
Если Вы читали артикли этой темы, то заметили, что в еврейских колониях селились не только «мустрервирты» - «образцовые хозяева», но и ремесленники-специалисты или «изгои», люди, которые по каким-либо причинам не хотели жить в родной среде или были изгнаны.

Привожу работу Якова Пасика
http://www.evkol.nm.ru/novopoltavka.htm
Новополтавка

В 1845 г. в основанной колонии было 150 дворов. Все 150 семей жили в казенных вальковых домах. [2] Несмотря на полученные льготы, первые годы жизни на новом месте были очень тяжелыми. Не выдержав тягот и невзгод, некоторые переселенцы бежали в соседние города, другие же возвращались на прежние места жительства. Хозяйства колонистов, оставшихся в колонии, развивались медленно. Сказывалось отсутствие столь необходимого в сельском хозяйстве опыта. Ведь евреи до переселения столетиями занимались мелкой торговлей и ремеслом.

В 1859 г. (X ревизия) в Новополтавке числилось 149 дворов, в которых проживало 1567 человек (768 мужского и 799 женского пола). Вследствие ухода части колонистов в города население в колонии уменьшилось в 1889 г. до 1459 (694 мужчин и 765 женщин). [3]

Кроме евреев в колонии жили немцы-колонисты. В середине XIX столетия правительство приняло решение селить немецких колонистов в еврейских колониях, чтобы они служили образцовыми хозяевами и передавали свой богатый сельскохозяйственный опыт еврейским крестьянам. В это время в Новополтавке поселили первых немцев-колонистов (примерно 10 семей), количество которых в дальнейшем выросло, но не превышало 10% населения. Немцы селились отдельно на немецкой улице, а евреи - на своих трех улицах. Немцы построили лютеранский молитвенный дом и свою школу. Со временем необходимость в немцах-учителях отпала, но они продолжали жить в колонии. В 1890 г. немцы основали в 3 верстах севернее Новополтавки свою колонию Нейфельд (Neufeld), куда переселилась примерно половина немецкого населения. В 1896 г. в новой колонии проживало 92 человека. Теперь Нейфельд - это село Ефремовка Новобугского района Николаевской области.

Развитие колонии сдерживало отсутствие доброкачественной воды для поселян и их скота. Так как для водопоя скота естественных водоемов не было, в балке, которая располагалась вдоль села, было основано два ставка: в центре колонии - еврейский, а в юго-западной части, где проживали немцы-колонисты, - немецкий. Позднее, в северо-восточной части колонии был создан еще один ставок, получивший название Канский. В Новополтавке было несколько колодцев, но из них вода была "горько-соленая и постоянно порождала болезни". Воду приходилось брать из степных колодцев, отстоящих на расстоянии 5 верст от колонии. Хорошая вода сделалась предметом торговли: соседние крестьяне привозили ее в колонию, обыкновенно накануне праздников, и продавали поселянам ведрами. [4]

Основным занятием жителей колонии было земледелие. Успехи в этой области пришли к еврейским колонистам через двадцать лет после основания колонии. Крестьянин М. Гитлинг получил в 1863 г. денежный приз в 100 руб. Министерства государственных имуществ за высокие урожаи. [5]

В 1869-1873 гг. вблизи Новополтавки велось строительство железнодорожной дороги Знаменка-Николаев, в двух верстах от колонии была построена железнодорожная станция, получившая название колонии. С вводом станции в действие Новополтавка стала важным хлебным и торговым центром.

В "Списке населенных мест Херсонской губернии и статистические данные о каждом поселении" изданного Губернским статистическим комитетом в г. Херсон в 1896 г. дается следующее описание колонии: "Ново-Полтавка; в пределах Привольнянской волости; в велении пристава 4 стана и земского начальника 6 участка; при прудах на балке Горжаной. Дворов 262. Жителей 1893 (904 м. 989 ж.) Станция Харьковско-Николаевской железной дороги. Сельский приказ. Еврейских молитвенных домов 3. Земская школа (80 м. 21 д.). Аптека. Баня. Лесных складов 2. Лавок 13. Базарных дней 52. До уездного города 90 в.; земской почтовой станции Привольное 12 в.; пароходной пристани Новая Одесса 57 в."

Новополтавский базар был известен на всю округу. Покупателями были в основном жители колонии, а продавцами крестьяне, которые приезжали из деревень в радиусе 30 км. Базар был шумный, что-то вроде ярмарки.

Улучшилось медицинское обслуживание населения. В колонии работал врач, получавший жалованье от колонистов. В 1911 г. врачом служил Лев Соломонович Гольдштейн, а аптека принадлежала аптекарскому помощнику Зайденвурму. [6]

В конце столетия быстро росло население колонии. По переписи 1897 г. в Новополтавке было 2179 жителей, из них 1959 евреев (около 90% населения). В 1898 г. в колонии было 242 семей земледельцев, которые обрабатывали 2506 десятин земли. Поля чернозема были удобно расположены по отношению к колонии, в среднем на семью приходилось 10.3 десятины; под посевами было 3711 десятин, выращивали пшеницу (46.4%), рожь, ячмень (41.9%), овес, просо и картофель; плодовых деревьев - 1273, виноградники. В среднем на семью приходилось: лошадей - 3.1, коров - 1.7, кур - 14.7. Имелось 3 молитвенных дома с хедерами, школа. Грамотных и малограмотных было 82%. Кроме земледелия жители колонии занимались кустарным промыслом и торговлей. В 1913 г. количество лавок выросло до 19, в том числе 3 бакалейные, 3 галантерейные, 4 земледельческих орудий и машин. На этом фоне выделялся Исаак Гиммельфарб, имевший промтоварный магазин и магазин сельхозорудий. Колония была известна своими маслобойками и мельницами, услугами которых пользовались не только евреи-колонисты, но и крестьяне соседних сел. Одной из из крупнейших была мельница Добровольского, на которой работало 18 рабочих, годовой доход ее составлял 30425 рублей. [7], [8]
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение MiLana »

По данным Пасика, в деревне жили в середине 19 века около 10 немецких семей.
Вот имена некоторых из них, которые мне удалось найти в церковных книгах из архива мармонов (к сожалению сейчас доступа к этому источнику нет):

1. Schmidt Karl (1835-64), Kolonist aus Durlach, Musterwirt in Nowopoltawka, его жена Barbara Karch и сын Johann 1862 года рождения. Молодой отец был убит молнией и похоронен на Новополтавском кладбище. Факт интересен, тк иногда хоронили в материнских колониях. Возможно, что упомянутый Пасиком молитвенный дом уже существовал в 1864 году, а вместе с ним и соответствующее немецкое (лютеранское) кладбище.

2. Возможно его отец: Schmidt Johann Molotschnaer Kolonist, Musterwirth In Nowopoltawka , женат, похоронен в Новополтавке


3. Учителем и пастором в немецкой общине (предположительно с 1864 по 1880) был учитель Браковский, имени пока не смогла найти. С уверенностью могу сказать, что это был родственник моего предка.
4. Wetzstein /Wettstein Martin и его жена Elisabetha Schmidt, их ребенок был похоронен в 1864 году тоже на Новополтавском кладбище.

5. Schubert Johann, Ausländer/ иностранец, возможно Прусскоподданый, его жена Charlotte Thiedde, возможно поженились в 1866


Поженились в 1866 в Новополтавке
6. Steding Reinhold + Renatha Hocht
7. Thiede Gottfried + Henriette Wilhelms
8. Thiede Friedrich Ausländer + Florentine Elfert

9. Johann Броковский и Мария (Елизавета) Hamann с детьми (Johann 1869, Barbara 1863-69) проживали в селе минимум с 1863 года, тк Барбара родилась в Новополтавке. Эта семья (около 10 детей) эмигрировала в 1885 в Америку, в Сев. Дакоту была среди основателей местечка Danzig. Их могилы можно сегодня еще найти здесь: http://library.ndsu.edu/grhc/order/nd_sd/danzig.html

10. Jacob Броковский, Landbesitzender Ansiedler из Neu Danzig и его жена Elisabeth Hamann похоронили в селе сына в 1874 году. (он умер от Halsbräune, гнойного тонзилитта, который в этом году возможно был локальной эпидемией, тк некоторые семьи были захвачены болезнью, было бы интересно узнать, как было среди еврейских семей.)


11. Михель /Михаель Броковский и его жена Кристина рожд. Ковальская с семьей. Интересна запись о рождении дочери в 1877 году: Михель значится поселянином Альт-Данцига (Ansiedler der Ökonomie Alt-Danzig), указывается, что он Мастер-Кузнец (Schmiedemeister) в Новополтавке. Ребенок был крещен учителем в родительском доме. Крещение было подтверждено полгода спустя пастором Николаевской церкви H Plohmann. Те похоже, что церковная община поддерживалась пасторами близлежащих церквей.

12. Antonius Gottfried Preusiger (???)

13. Возможно Jakob Wettstein, Ansiedler + Charlotte Schneider, были крестными у моего предка, но не совсем понятно, жили ли они в селе (вероятно брат Мартина Веттштайна)

14. Учителя Броковского сменил в 1880х годах учитель Wiekler
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
SArendt
Постоянный участник
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 июл 2017, 23:58
Благодарил (а): 56 раз
Поблагодарили: 20 раз

Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение SArendt »

Спасибо за тему!
У меня предки - католики из Беловежских колоний, перебравшиеся под Мариуполь. Недавно узнала, что один из них, Людвиг Вебер, женился на протестантке по фамилии Маркс. Нашла брак в Грунау. Мать невесты родилась 2 января 1960 года в еврейской колонии N 1 (Judenkolonie 1). Я ничего не знаю про еврейские колонии. Что это за населённый пункт? Отец девочки колонист Калчиновки на тот момент, но живёт в этой еврейской колонии.
Евгения Вологодская
Любитель
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 июл 2020, 22:15
Благодарил (а): 2 раза

Немцы в еврейских колониях Причерноморья

Сообщение Евгения Вологодская »

Доброго времени суток! Поделюсь с вами моей историей, вдруг кто-то мне сможет помочь...
Мой дед Тешнер Эрик Густавович (родители Густав и Ольга). В архивной справке указано место рождения с. Олгафельд Херсонской области. С этим селом я разобралась, думаю, что на самом деле это Ольгенфельд, нынешняя Бессарабка. Там Тешнеры упоминаются, но своих не нашла.
В графе место жительства до 1943 г. указан п.23 Сталиндорфский р-н Днепропетровской обл. Вот тут сплошные загадки... Почему их семья туда переехала? Что они там делали? Где искать информацию об этом п.23? Возможно это еврейская колония?
Изображение
Ответить

Вернуться в «Причерноморье и Донская область»