Семейные истории поволжских немцев

Традиции и обряды поволжских немцев, вопросы религии и пр.
phoenix
Постоянный участник
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 09 янв 2012, 21:31
Благодарил (а): 202 раза
Поблагодарили: 166 раз

Семейные истории поволжских немцев

Сообщение phoenix »

Дорогие Форумчане! Я предлагаю открыть новую тему – Семейные истории поволжских немцев. Наверняка в каждой семье живут легенды о предках, об интересных личностях или о занимательных фактах. Иногда имён предков уже и не знаешь, а история всё ещё живёт в твоей семье. Расскажите – интересно!
arne
Постоянный участник
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 10:40
Благодарил (а): 274 раза
Поблагодарили: 119 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение arne »

Наша дальняя родственница недавно рассказала, что её нашла сестра, дочь её отца от второго брака.Отец женился второй раз там, где он был в трудармии, а они думали, что он умер. Первая жена дожила до 96,наверно,тоже не верила, что умер и ждала. Младшая сестра пригласила к себе в гости (обе живут теперь в Германии), очень радушно принимала,но когда заходил разговор об отце, то наша родственница не могла слушать, как сестра о нем говорит без конца "папочка", только сказала, что тебе-то он папочка. а меня он предал.
Lilija Marx
Постоянный участник
Сообщения: 171
Зарегистрирован: 25 ноя 2011, 19:25
Благодарил (а): 693 раза
Поблагодарили: 436 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение Lilija Marx »

В продолжении темы. Это мне рассказала папина сестра с 1925 года.
У Шарлотты - сестры моей бабушки был хороший жених. Но её послали в командировку в Ней-Вальтер, и там она вышла замуж за Фридриха - вдовца с тремя малолетними детьми. Младшей девочке было полгода. Это было в 1934-1935 г.г. Буквально через год мужа арестовали. Сначала приходили от него письма, а потом перестали приходить. Шарлотта с детьми перенесла депортацию. Не знаю была ли она в трудармии. После войны они жили в Омской области. В четырёхлетнем возрасти я их видела. И в 50-х годах, когда всем детям было уже больше 20 лет, Фридрих объявился. Упрекнул Шарлотту за то, что та его не искала. Оказывается, муж и не страдал. Так как он умел делать очень красивую мебель, ему создали хорошие условия для работы и жизни, позволили жить с немкой из Германии, с которой они нажили трёх или даже четырёх детей. Взрослым детям отец, ставшиий чужим, был уже не нужен, и они остались с Шарлоттой, которая через несколько лет в возрасте 52 лет умерла. Такое неудачное замужество.
Аватара пользователя
VovkaKak
Постоянный участник
Сообщения: 5275
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 17:14
Благодарил (а): 13119 раз
Поблагодарили: 11968 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение VovkaKak »

Lilija Marx писал(а):Оказывается, ... ему создали хорошие условия для работы и жизни, позволили жить с немкой из Германии, с которой они нажили трёх или даже четырёх детей. ... Такое неудачное замужество.
Конечно, в любом случае жалко женщину, но, тем не менее, перед этим было:
Lilija Marx писал(а):был хороший жених. Но её послали в командировку в Ней-Вальтер, и там она вышла замуж
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 929
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2747 раз
Поблагодарили: 1152 раза

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение MiLana »

Lilija Marx писал(а):там она вышла замуж за Фридриха - вдовца с тремя малолетними детьми
Та же история у кузена моей мамы: его мачеха осталась в депортации с двумя детьми: дяде было 5, его брату 1, пережила с ними войну (что в кустанайской области было уже чудом), а родной отец вернулся после трудармии к другой... Дядя отцу не простил, а мачеху чтил как мать, у него в доме она и состарилась...
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
Henriette
Постоянный участник
Сообщения: 726
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 11:27
Благодарил (а): 255 раз
Поблагодарили: 1269 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение Henriette »

Для многих семей это очень болезненная тема, которую не выносят за пределы семьи или своего родства. Впервые я столкнулась с этой темой, когда мне очень хорошая знакомая, в высоком возрасте, рассказала о судьбе своей семьи и своего отца, который после войны не вернулся к своей жене и детям. Я только слушала, ничего не могла сказать, мне жалко было женщину, которая все еще страдала, говоря о своем отце.
Потом узнала о другой семье, их отец и дядя тоже не вернулись к своим семьям, завели новые семьи в трудармии.
Тем не менее все эти отцы все же посетили своих детей, может быть чувствовали, что им долго не осталось жить.
Все новые подруги (я их назову подругами) не были немками.
Я думала, почему? Конечно, в каждой семье потемки, но насколько мне известно, разводов раньше было очень мало.
Или как в немецкой пословице: „Der Geist ist stark, das Fleisch ist schwach!“?
Была война, многие мужчины погибли, не вернулись. Была нехватка мужчин. Женщины, знакомясь с немцами-трудармейцами (так мне рассказывали), помогали им пищей или одеждой. Завязывалась дружба.
Теперь о женщинах. Многие женщины прошли в трудармии ад, в любом смысле этого слова. Не хочется писать, что женщины там пережили, но я вспоминаю рассказ Пфлаум, когда начальник лагеря приглядел молодую женщину. Она обратилась за помощью к врачу, который ей сделал операцию (живот разрезал и зашил). Так она спаслась.
У многих в трудармии рождался ребенок и их отпускали домой.
Я спросила нашу родственницу, как было в трудармии в этом отношении. Ее ответ: "Sodom und Gomorra".
Иногда у женщин в депортации рождались дети. Семья разрушалась. Бывали и случаи, когда муж принимал чужого ребенка.
Да, трагедия народа, трагедия семьи, трагедия каждого.
Я думаю, не нам судить.
Hill, Heberlein, Braun aus Walter und Walter-Chutor; Pinnecker, Rose, Michel aus Moor; Lindt, Eckhardt aus Kraft; Lindt, Schmidt, Lorenz, Weber, Heinze, Kandlin, Siegfried, Helmer aus Oberdorf; Hill, Eckhardt, Kehl, Mick Braun, Boger aus Rostow Gebiet
atlant91
Постоянный участник
Сообщения: 1022
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:27
Благодарил (а): 822 раза
Поблагодарили: 1181 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение atlant91 »

У нас такая же история. Брат моей бабушки служил с 1939г. в Красной Армии. С Войны и не вернулся. По бабушкиным словам он "погиб под Киевом". Сейчас мы знаем из документов , что он на Украине не воевал. Он воевал под Москвой и погиб "при депортации немцев из Армии" (дословно из письма). Бабушка это письмо не признает и мы эту тему больше не обсуждаем. Ей было 13 лет когда она видела любимого брата последний раз и воспоминания у нее о его жизни и гибели "героические".
Интересуют:

Шенк (Нижная Добринка, г. Николаевск на Волге)
Гейер (Галка, г. Николаевск на Волге)
Айхвальд/Айфельд/Эйхвальд (Ней-Андриановка (обл. Воиска Донского) / Крещаттен, Полтава)
Зарегистрировалься на старом форуме: 22.03.2008г.
Аватара пользователя
Надежда Пенкевич
Постоянный участник
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 12 авг 2012, 17:58
Благодарил (а): 2821 раз
Поблагодарили: 2020 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение Надежда Пенкевич »

А наш отец хоть стал " молчуном" по указу и приказу,но иногда рассказывал нам свои истории из детства,особенно летом,на сенокосе.Там слушали только мы.Рассказчиком он был отменным,с юмором,мы животы только держали,до боли хохотали.Однажды прошла жуткая гроза,мы отсиделись под елками и потом отец давай нам рассказывать про грозу из детства.
Летом, в 1934 году он был подпаском у деревенского пастуха. Пастух, из донских казаков, был старенький уже и очень сердитый и сварливый,вечно ворчал,чем-то был не довольный. Отец молча исполнял его команды, но за лето этот старик "допивал кровь" .Обедал он втихоря, один, никогда не угостит пацанёнка. Однажды началась сильная гроза. Она застала их на открытом месте, не было даже хилого кустика, куда можно было бы спрятаться. Старый пастух укрылся брезентовым плащом и только молился:"Господи пронеси грозу, господи помоги..." Ну, а отец мой, думает себе:" сейчас я тебе отомщу за все..." и, собрав кучу камней,стал кидать в старика. Как гром даст-так камень летит в деда ;как новый раскат грома -так опять камень летит в деда... А тот сидит и думает,что это гром его колотит. Отец, говорит ,я со смеху чуть не лопнул. Но старик потом прислушался к его смеху и понял, откуда камни летели. Ну, а вечером, когда было всё донесено родителям, конечно его ждал угол в старом амбаре с пауками в углу ,которых он сильно боялся. Ну,а мы, когда вспомним этот случай, опять смеху до коликов.
Последний раз редактировалось Надежда Пенкевич 19 янв 2015, 16:24, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
vikmai
Постоянный участник
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 19:17
Благодарил (а): 378 раз
Поблагодарили: 2420 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение vikmai »

Этот случай произошел не в нашей семье. Он случился в другой семье, депортированной в в сентябре 1941 года из Дрейшпица. На спецпоселение они попали в Бурлаково Армизонского района. В небольшой деревне Бурлаково, затерянной в сибирской лесной глуши, жили простые русские люди. Переселенцы свалились на них, как снег на голову. Не просто было им разместить 14 семей поволжских немцев . С трудом все же колхозу удалось расселить всех: кого в старые пустующие дома, кого в приспособленные для жилья помещения, кого на подселение. Зимой 1942 года в село прибыла группа женщин с детьми, эвакуированных из Калуги. Мужья их были офицеры РККА. Женам командиров жилье предоставлялось в первую очередь. Депортированным пришлось переезжать и тесниться. А через некоторое время спецпоселенцам опять пришлось переселяться, так как в село прибыли дети, эвакуированные из Ленинграда. Для них стали организовывать детский дом, требовались свободные помещения. Семью, в которой произошел случай, о котором я повествую, переселили в правление колхоза. Это был не большой дом, состоящий из маленькой кухни и комнаты. Семью из пяти человек:женщина, звали ее Амалия, трое малых детей и старая мать Амалии, поселили на кухне. Здесь рассполагалась русская печь, на которой спали дети, женщина и ее мать укладывались на лавках рядом с печкой. У небольшого окна стоял кухонный стол, и это была вся их жилая площадь. В комнате стояли столы председателя, бухгалтера, бригадиров. Вдоль стен стояли лавки, на которых заседали колхозники во время планерок. Жить в тесноте в таком соседстве представляло много неудобств. Но имело и одну положительную сторону - колхоз обеспечивал дровами.
В 1943 году стали мобилизовывать в рабочие колонны женщин- немок, но, так как младшему ребенку не было 3 лет, Амалии удалось избежать призыва.
В годы войны весь колхозный труд лег на плечи женщин, стариков и подростков. Все мужчины находились на фронте, но, несмотря на это, колхозам не снижались планы с/х заготовок. Вот и колхоз " Путь к коммунизму", который сотавлял экономическую основу деревни Бурлаково, сдавал государству тысячи пудов хлеба, картофеля, овощей, мяса. За счет чего же удавалось выполнить план сельхоззаготовок? За счет того, что колхозы вывозили все, что выращивалось, производилось за целый год на полях и фермах. А самим колхозникам приходилось голодать. Особенно трудно было спецпоселенцам, у которых не было ни огородов, ни подсобного хозяйства. Тяжело жила и Амалия, у нее на иждивение было 4 человека. Весна 1944года. За долгую зиму все запасы были съедены, подобраны, все что привезли с собой из дома было продано и обменено на продукты. Работая на посевной, Амалия набрала тайком немного зерна, чтобы дома на ручной крупорушке намолоть крупы и сварить детям кашу. Домой приезжали с поля поздно. Дети уже спали. Амалия ссыпала зерно в чашку и поставила на печку, где спали дети. Рабочий день начинался рано утром. В это утро она проснулась немного позже. Собралась и снова убежала на работу, забыв убрать зерно с печки.
Чуть позже, к дому потянулись члены правления колхоза. И вот, когда в дом входила очередная большая группа людей, через широко открытую дверь повеяло свежим прохладным весенним воздухом. Старший сын Амалии, почувствовав во сне свежесть, потянул на себя одеяло, неосторожно задел чашку, она с грохотом упала на пол и зерно рассыпалось по всей кухне. Осознавая, что произошло, люди на минуту замерли в молчаливой паузе. Все прекрасно понимали, чем могло закончиться случившееся по законам того военного времени. Председатель вызвал Амалию и сообщил, что должен о содеянном сообщить в милицию. Вечером женщина пришла к моей бабушке и рассказала о случившемся. Бабушка, из числа всех немцев в Бурлаково была единственной, кто довольно сносно говорил по- русски. Люди часто шли к ней за помощью и советом. Выслушав Амалию, бабушка сказала:" Не знаю, что тебе и сказать, как тебе помочь? Единственное, что я могу тебе посоветовать, расскажи обо всем коменданту. Я думаю, он единственный, кто может для тебя что-то сделать."
Отпросившись у бригадира, Амалия отправилась к коменданту и все как есть ему рассказала. Выслушав ее, комендант стал на нее кричать:"Ты что наделала? Ты знаешь, что тебе за это будет? Мне тебя не жаль. Но жаль твоих детей и старуху. Если тебя посадят, вряд ли они выживут. Вот что я тебе скажу. Когда тебя вызовут в милицию и будут допрашивать, скажи, что это зерно я разрешил тебе взять, за то, что ты докладываешь мне обо всем происходящем в колхозе".
Председатель написал заявление в милицию. Ответной реакции не пришлось долго ждать. Амалию вызвали на допрос. На вопрос:" Откуда у них появилось зерно?", она ответила, что зерно разрешил взять комендант, потому что она является его осведомителем. После допроса Амалию отпустили, уголовного дела не завели.
Аватара пользователя
Надежда Пенкевич
Постоянный участник
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 12 авг 2012, 17:58
Благодарил (а): 2821 раз
Поблагодарили: 2020 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение Надежда Пенкевич »

Виктор! Прочитала,наревелась :'( .Потом умылась и оделась. Взяла лыжи и в лес ушла,чтоб поразмыслить не спеша. А поблагодарить забыла. Сейчас пришла и исправилась. Тяжелые рассказы,но надо рассказывать.Нам слушать и читать тяжело,а каково им было все это пережить? Хорошо то,что еще какая-то человечность была в людях,не все же были подонками.Благодаря им эта несчастная,обездоленная семья выжила.Спасибо за рассказ. *WRITE*
Аватара пользователя
vikmai
Постоянный участник
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 19:17
Благодарил (а): 378 раз
Поблагодарили: 2420 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение vikmai »

Жизнь на спецпоселение во многом зависела от коменданта. Человеческий фактор, как и во всяком деле, играл здесь немало важную роль.
Вот какой случай произошел с участием уже другого коменданта.

В 1946 году после упразднения "трудармии" 90 трудармейцев Ивдельлага были направлены на золотые прииски "Чкаловзолото". В 1947 году стало известно, что проживать в степном поселке Синий Шихан они будут постоянно, и покидать его они не имеют ни какого права. Многие стали добиваться права воссоединения со своими семьями, проживающими в Сибири и Казахстане. Так и оказалось,что в 1948 году Александр вместе со своей матерью и младшими сестрами переехали из Сибири на Южный Урал к своему отцу. Радость встречи с отцом усиливалась еще тем, что в 5 километрах на станции Байтук проживал на спецпоселение старший брат Михаил. Первым желанием, возникшим у Александра на новом месте жительства, было, как можно быстрее встретиться с братом, с которым они не виделись семь лет.
Но было одно интересное обстоятельство. Согласно постановления от 08.01. 1945 года " О правовом положении спецпереселенцев", спецпереселенец не имел права без разрешения коменданта спецкомендадуры НКВД отлучаться за пределы районна расселения, обслуживаемого данной спецкомендатурой.
Самовольное отлучение за пределы района рассматривалось как побег и влекло за собой ответственность в уголовном порядке.
Комендант жил в районном центре, который находился в 25 километрах от прииска. В поселке он появлялся регулярно, но не так часто. В один из выходных восемнадцатилетний Александр отправился на встречу с братом, решив, что комендант находится далеко и о его отлучке ничего не узнает, а в понедельник , как ни в чем не бывало, он выйдет на работу. Все так и получилось. Но в понедельник все немцы были удивлены и заинтригованы внеочередным появлением в поселке коменданда, который вызвал к себе в кабинет Александра и в течение двух часов о чем- то с ним беседовал.
Ни кто из жителей поселка не знал, что Александр в воскресенье отлучался из поселка. А коменданту об этом стало известно уже рано утром. Допросив Александра, комендант заявил, что за нарушение режима спецпереселенца он арестовывает его на пять суток. Приказал : отправиться домой пообедать, потеплее одеться и в 3часа явиться нему в кабинет.
Стояла пора осенней охоты. Выехав за поселок, комендант достал из- под кошмы, спрятанное в сене ружье , и заявил Александру:" Ну, паря, повезет - убью дорогой зайца или лису, не посажу тебя, а если нет - сидеть тебе."
Всю дорогу сидел Александр спиной к коменданту на краю телеги, свесив ноги, внимательно гляда по сторонам, в надежде увидеть, выскочившего из степных кустов или очередного холма, зайца, лису или корсака.
Подъезжая к районному поселку, комендант сказал:"Ну, паря, не повезло тебе!"
" Дни моего заключения тянулись мучительно долго,- вспоминал Александр - в одиночестве я осмысливал трагизм личной жизни и всех немецких спецпереселенцев. Срок моего заключения закончился вечером пятого дня, так как в милицию прибыли мы с комендантом тоже вечером.
Дежурный милиционер, выпускающий меня из камеры, видимо пожалел меня, предложив остаться в камере до утра, объяснив, что по большому счету добраться до дому сегодня у меня мало шансов. Рабочий день уже закончился и попутный транспорт или телега в дороге мне вряд ли подвернется, и мне придется всю ночь идти пешком. Я вежливо поблагодарил дежурного, но его предложения не принял. Ни минуты больше я не хотел находиться здесь. И уже через полчаса, выйдя за пределы поселка, свободный шагал я по проселочной дороге, в полной темноте, обдуваемый свежим ночным воздухом, с надеждой, что наступят в нашей жизни времена, когда мы будем совершенно свободными ..."
Аватара пользователя
путешественник
Постоянный участник
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 06:05
Благодарил (а): 2886 раз
Поблагодарили: 1968 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение путешественник »

Да, Виктор, человеческий фактор всегда был и есть основным. Да, и во втором случае коменданта можно осуждать, а можно
и немного иначе посмотреть на это-он ведь мог гораздо жестче поступить, и был бы прав, потому что другого -то выхода у него
не было, потому что кто-то ведь "настучал", а он обязан принять решение. Стукач ведь и на него настучит. Так вот гораздо
опаснее были, да и есть вот эти стукачи, которые за счет других людей, многих жизней оставались в живых и ныне еще ходят
в "героях". Вот эти - то и были гораздо опаснее.
Аватара пользователя
Irma2
Частый посетитель
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 11 ноя 2013, 01:10
Благодарил (а): 66 раз
Поблагодарили: 181 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение Irma2 »

Тема очень хорошая, но почему то давно никто не рассказывает своих семейных историй....Расскажу я смешной случай с моим дедушкой. Мой дед, Кремер Карл Карлович, в первую мировую войну в 1916г. попал в плен к туркам и там потерял все зубы, а когда попал к англичанам в госпитале ему сделали зубные протезы, он их называл копытами. После плена он успел поучавствовать с 1919по 1921г.в гражданской войне,был писарем в 3 Амурской Стрел.Дивизии-это пред -история, а теперь сама история. Возврашаясь домой в Цюрих его подвозил возница, сидя на подводе дед щелкал семечки ....семечки попали в протез и дед спокойно достаёт протез и начинает чистить зубки и тут возница повернулся ..... увидев молодого человека с зубами в руках был очень впечатлён этой картиной.....бросил он телегу с пассажиром и убежал....пришлось дедушке добираться самостоятельно.
Интересуют:

Кремер - Цюрих ( Zurich)
Петри - Базель (Basel)
Липгардт - Шафгаузен (Schaffhausen)
Аватара пользователя
vikmai
Постоянный участник
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 19:17
Благодарил (а): 378 раз
Поблагодарили: 2420 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение vikmai »

До революции подавляющее большинство жителей Дрейшпиц по своему имущественному положению являлись вполне самостоятельными хозяевами - середняками. Но были и бедняки, которые в силу каких-то обстоятельств или личных деловых качеств не смогли преодолеть полосу бедности и оставались бедняками во все времена своей жизни.

Одна из таких семей жила на берегу речки,"Hinter dem Bach" в той части села, где и мои предки. Не знаю, были они коренными жителями или переселились из другой колонии. Прозвище у них было Шендлерс. Главу семьи в селе все называли "Шендлерс фетер", всю свою жизнь он батрачил.
После того, как старший сын моего прадеда эмигрировал в Америку, а другой сын был призван в армию постаревшему прадеду тяжело стало проводить осеннюю и весеннюю страду, и он тоже пользовался услугами Шендлерса.
Бабушка вспоминала. Время было голодное. Каждый вечер, после трудового дня, помимо основной оплаты она выносила ему булку хлеба. На что он ей говорил:

Mariechen, warum gibst du mir das Brot?
Es gib doch den аrme Lait.

Бедней его в селе никого не было. Хотя себя таковым он не считал. В общем, был он довольно странным. И жена была ему под стать. В своей бедности он считал виноватой жену.
У них было трое детей: дочь и два сына. Дети были совершенно другого склада ума, очень способные к учебе. Дочь после окончания школы устроилась на работу в милицию. В тот период на вопрос:" Как дела? что нового?" Он всем встречным и поперечным говорил:

Unser Maria ist Miliz!
Unser Kapital ist geschützt!

Не знаю, юмор у него такой был или действительно он так считал.

Советская власть, навсегда освободившая народы России от эксплуататорского ига, обещавшая былое проклятие труда сделать счастьем труда - счастливым его не сделала и ничего ему не дала. Он по-прежнему оставался бедняком. В период колхозного строительства, когда наемный труд совсем отменили, он стал пасти общественное стадо коров.

Летом каждый день в обед он пригонял стадо на водопой на плотину, которая располагалась не далеко за селом. Жена приносила ему в это время что-нибудь поесть. А после того как он угонял стадо, она собирала все что оставили после себя коровы и делала кизяки.

Однажды, придя в очередной раз на стойло, куда-то спешила и не стала дожидаться пока муж угонит коров, приступила к работе. Она ходила между коровами, тревожа их, прогоняя с належанных мест. Коровам это не нравилось, они заволновались, стали мычать. И вдруг одна из потревоженных коров резко направилась к женщине, боднула её в бок так, что распорола живот. Все это произошло так быстро и неожиданно, что женщина успела только вскрикнуть и тут же у неё из живота стали вываливаться кишки. Она, зажав свою рану грязными руками, побежала в село. Добежав до дома моей бабушки, она опустилась на лавочку и стала громко кричать:

- Maria, Maria, kannst du mir helfen?

Выскочив на крик, бабушка увидела её, сидевшую на скамейке и зажимавшую рану живота руками. Картина была ужасная. Стоило женщине немного приоткрыть рану, кишки, испачканные навозом и кровью, вываливались из живота. На шум из соседних домов вышли другие женщины. Они помыли ей руки, протерли чистыми тряпками, насколько это было возможно, рану. Перевязали чистыми полотенцами живот.
Машин в МТС в этот момент не оказалось. А вот выездная председательская тройка коней к счастью находилась в конюшне. На этой тройке фельдшер и увезла пострадавшую в Камышинскую больницу. И.

Через несколько дней Шендлерс фетер навестил свою жену в больнице. По возвращению из Камышина он заявил детям:" Kinder , da sind schlechte Nachrihten. Der Mutter wird besser." Впрочем он не скрывал ни перед кем своего отношения к жене и на вопрос односельчан :" как здоровье у жены?" Он отвечал так же:" Плохие новости, жена поправляется. Лучше бы она умерла. Я бы женился на другой и зажил бы по хорошему."

Что удивительно - женщина эта выжила. Умерла она в депортации в Сибири с голода. Работать она не могла, жила тем, что побиралась по деревням. Отец вспоминал, что она, когда приходила в Бурлаково, всегда заходила к ним. И моя бабушка, как могла, подкармливала её. С головой у неё в тот период было очень плохо. Она все забывала, не знала порой куда ей идти. Она просила привязать ей на руку шерстяную нитку, чтобы знать, в какую сторону от села ей нужно идти. На следующий раз нитку ей привязывали на другую руку. Так как посещение одних и тех же деревень, уменьшало шансы на то, что больше подадут. Деревни нужно было чередовать, вероятность что-то получить тогда возрастала, она это понимала.

Муж её умер в первую зиму депортации. Она жила с младшим сыном, который с рождения имел дефект ноги. Учился он очень хорошо и в Сибири в школе отлично успевал. Видя бедственное положение семьи, администрация школы и сельчане ходатайствовали о направлении подростка в интернат. Говорили, что в Тюмени он так же отлично учился и получил хорошую профессию.
Аватара пользователя
vikmai
Постоянный участник
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 19:17
Благодарил (а): 378 раз
Поблагодарили: 2420 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение vikmai »

Из рукописи Шмидт Виктора.

Бывало днем мы ходили по улицам и собирали сухие коровьи "лепёшки" на топливо. Коровий навоз собирали в кучи, раскладывали не очень толстым слоем и сушили (он сох очень быстро на такой жаре), а потом секли на большие "кирпичи" и складывали в сарае на зиму. Зимой разжигали дровами , а затем накладывали этот кизяк, и таким образом топили печи. Каждую щепочку, каждую веточку собирали на топливо.

Однако не у всех запасалось топливо и им приходилось туго. Такие люди начинали брать дрова"взаймы", без отдачи. Там, где можно было это сделать.

Рейнгард Р. Кляйн был столяром (как и все Кляйны) и всегда имел в запасе и пиломатериал, и, конечно, дрова. Видит он как-то, что дрова уменьшаются, "растворяются", и решил выяснить причину. А был он мастеровой и довольно смышленый, взял он и просверлил в нескольких полешках отверстия, насыпал в них пороха и забил пробками. Эти полешки положил он так, чтобы их удобно было брать. Другие, нормальные, не начиненные, прижал доской и притянул, чтобы взять их было не так просто. Ждать пришлось не долго. Через день или два кто-то сказал, что у Шмидт Марии и Мили (старушка и её дочь ), которые жили напротив дяди Рейнгарда Шмидт за оврагом от Кляйнов, отчего-то взорвалась печь. Рейнгард Р. Кляйн сразу понял, куда исчезают его дрова и просто сказал: "Надо топить печи своим топливом!"

Старушка-мать ничего не знала о том, что дочь Миля ворует дрова у соседей и люди решили ей помочь -сложили печь. Ведь было уже холодно. Вот такие казусы случались в Dreispitz.
Аватара пользователя
David Widiker
Постоянный участник
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 18 май 2014, 17:15
Благодарил (а): 2075 раз
Поблагодарили: 2191 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение David Widiker »

История о музыкантах из Филипповки. В селе Андреевка проходила свадьба на которой играли четыре
друга, после окончания свадьбы друзья музыканты возвращялись к себе домой в Филипповку. Между
Андреевкой и Филипповкой протекает река Караман которую им предстояло преодолеть. Попасть в
Филипповку можно было по обычной но немного окружной дороге через мост и по другой более короткой
дороге которая шла прямо на Филипповку,но для этого надо было переходить реку Караман в брод.
Мнения друзей разделились по какой же дороге им идти. Трое были за то чтобы идти в брод,а один был
против.Он заявил что не имеет никакого желания снимать обувь и брюки и тем более мокнуть в воде.
После некоторых упрёков в свой адрес он всё же согласился идти с ними,но сказал что кто нибудь из
них должен его перенести через воду. Когда договорились кто это сделает,компания тронулась к реке.
Возле брода у них возникла проблема как переправить в сухом виде на другой берег обувь, одежду и
самое главное музыкальные инструменты которые каждый нёс сам. Решили так, двое понесут всю
одежду и инструменты, а третий понесёт четвёртого. Желая подшутить над несговорчивым другом
несущий вместе с сидевшим у него за спиной несомым на середине реки упал в воду.
Промокли при этом полностью оба, но в большей степени несомый потому что он был целиком одет.
Чувствуя подвох он упрекал несущего в том что тот упал специально, но несущий отвечал что он лишь
нечаянно споткнулся. Это происшествие очень быстро стало известно всему селу. Некоторое время
спустя острые на язык жители Филипповки, сложили по этому поводу интересную пословицу.
Звучала она так: Wer auf dem anderen fährt, fält selbst ins Wasser.
Аватара пользователя
Kremer
Любитель
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 15 фев 2015, 00:35
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 25 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение Kremer »

Хочу поделится интересной историей из жизни моего прадеда Иоганнеса Шерера из Паульского:

После трагической гибели родителей во времена голода 1933 г. две сестры прадеда, Олинда и Дора, уехали в Костромскую область.

Во время войны контакт с братьями и сёстрами оставшимся на Волге оборвался...

И вот уже после войны Иоганнес, как-то узнав место проживания сестёр Олинды и Доры, отправился их навестить.

Приехал он на поезде на нужную станцию, но до нужного населённого пункта надо было идти пешком по рельсам т.к. поезд туда почему-то не ездил.

Идёт он где-то в неизвестных ему краях по рельсам, ищет потерянных сестёр... Долго идёт...

Вдруг видит две женщины работают на рельсах. Решил с ними заговорить.

Нервничает, мямлет что-то на русском... Кто-же тогда с чужими людьми так просто на родном немецком заговаривал?

И вдруг одна из женщин поворачивается к другой и говорит на немецком: "Der spricht wie mein Bruder Hannes..."

Это была его родная сестра Олинда!

К.
Кремер из Брунненталя
Гартунг из Брунненталя
Шерер из Паульского
Веде или Вейде из Паульского
Маркграф из Розенфельда
Аватара пользователя
Надежда Пенкевич
Постоянный участник
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 12 авг 2012, 17:58
Благодарил (а): 2821 раз
Поблагодарили: 2020 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение Надежда Пенкевич »

Летом 1940г. мой отец, шестнадцатилетний юноша, приехал к бабушке Марии в с.Фольмер на каникулы. Учился он в Сталинграде.
Как-то вечером, после покоса, они с друзьями ушли купаться на реку.( не помню название реки в с.Фольмер). Река была широкая и глубокая . Они поспорили, кто переплывёт реку без отдыха. Отец мой рискнул и переплыл реку туда и обратно. Бабушке кто-то "настучал" и она была уже в курсе этих затей.
На другой день они опять после покоса задумали идти на реку. Бабушка пришла на берег и запретила отцу переплывать, сказав ему такие слова: " Wenn ertrinkt, nicht nach Hause komm!" И ушла домой.
Когда он поздно вечером вернулся, она спросила его: " Worum komt nach Hause?"
А он робко ответил: "Aber ich nicht ertrunken..."
И они долго смеялись потом над словами бабушки.
( Правильно ли я передала разговор на немецком? Понятно? Если не точно, извините, я только учусь.)
Lar0410
Постоянный участник
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 10 янв 2011, 12:11
Благодарил (а): 1527 раз
Поблагодарили: 160 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение Lar0410 »

"Komm nicht nach Hause, wenn du ertrinkst.

Warum bist du nach Hause gekommen?

Weil ich nicht ertrunken bin." :-)
Интересуют:

Меркель, Вебер, Бауер из Бальцера
Ерхарт, Ehrhard, Ehrhart из Ной-Бауер (Wiesenseite)
Ehrhart, Ehrhard aus Bauer (Bergseite)
Steinle aus Dreispitz
Lar0410
Постоянный участник
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 10 янв 2011, 12:11
Благодарил (а): 1527 раз
Поблагодарили: 160 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение Lar0410 »

Мой дед и его младшая дочь Ирма возвращались домой в Сибирь поездом из Атбасара, где они гостили у внучки деда. Им пришлось сделать пересадку в Петропавловске. На этой станции Ирма обратила внимание на группу людей, говоривших на немецком как её мать. Её мать была родом из Ной-Бауер. Ирма решила обратиться к этим людям. Дело было в том, что её мать ничего не знала о своём брате и его семье с 1941 года. Дед отговаривал Ирму от этой затеи. Но Ирма всётаки подошла к этим людям. Каково же было удивление Ирмы и деда, когда выяснилось, что глава этой группы является свёкром одной из дочерей брата матери Ирмы, то есть её кузины. Этот мужчина рассказал, что брат матери Иван и его жена Катарина погибли в трудармии. Кроме того, тётя Юлия матери и её дочери, тоже Юлия, были живы. Этот новый родственник дал Ирме адрес тёти и кузины матери. Они жили в то время на Алтае. Мать Ирмы написала своей тёте Юлии. Переписка какое-то время длилась, но ... Это были хрущёвские времена. Последнее письмо вернулось с пометкой о том, что адресат выбыл в связи с тем, что села больше нет. "Укрупнили", а людей куда-то переселили ... Связь прервалась ...
Интересуют:

Меркель, Вебер, Бауер из Бальцера
Ерхарт, Ehrhard, Ehrhart из Ной-Бауер (Wiesenseite)
Ehrhart, Ehrhard aus Bauer (Bergseite)
Steinle aus Dreispitz
Аватара пользователя
VovkaKak
Постоянный участник
Сообщения: 5275
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 17:14
Благодарил (а): 13119 раз
Поблагодарили: 11968 раз

Re: Семейные истории поволжских немцев

Сообщение VovkaKak »

Надежда Пенкевич писал(а):ушли купаться на реку
Надежда Пенкевич писал(а):Река была широкая и глубокая
Фольмер расположен на речке Иловле. Не знаю как тогда, но сейчас местами её в районе Фольмер можно перепрыгнуть без проблем. Судя по расположению Фольмер, речка и тогда не отличалась особой шириной и могучестью. Я сначала подумал про Волгу, которая в 15 км от Фольмер, но ...
Надежда Пенкевич писал(а):На другой день они опять после покоса задумали идти на реку. Бабушка пришла на берег
Потом я подумал про время половодья, но Надежда говорит про сенокос и этот мой вариант не удался. Таким образом, скорее всего, речь идёт о месте где речка подпружена - на речке было много плотин с мельницами. Речка в том месте очень шустрая и чистая, чувствуется, что где-то относительно рядом хорошие родники. У меня есть желание найти истоки Иловли *YES*

PS: В сентябре 2014 ночевал на Иловле близ Фольмер - сначала думал, что от её громкого журчания не смогу уснуть, но усталость дала своё ... С утра пофотографировал, умылся в речке ... и поехал фотографировать ... Фото будут ...
Ответить

Вернуться в «Культура, традиции и обряды немцев Поволжья»