Семья и школа у немецких крестьян России, Инга Томан

Традиции и обряды поволжских немцев, вопросы религии и пр.
Ответить
Аватара пользователя
Bangert
Постоянный участник
Сообщения: 1791
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 16:50
Благодарил (а): 6328 раз
Поблагодарили: 5683 раза

Семья и школа у немецких крестьян России, Инга Томан

Сообщение Bangert »

ДЕТИ ПЕРВЫХ ПОСЕЛЕНЦЕВ
Бывший офицер Бернард фон Платен (1733-1774), не нашедший себе применения на родине в мирное время и отправившийся искать счастья в Россию, упоминает их в своей знаменитой поэме «»Описание путешествия колонистов и образа жизни русских» (1766-1767): «И многим здесь принять / Болезнь и смерть пришлось, / Но больше всех страдать / Ребятам довелось» (здесь и далее перевод И.Томан) .
Но вот, наконец, завершился многомесячный мучительный путь, и первые немецкие колонисты ступили на саратовскую землю, которая оказалась совершенно не похожа на благословенный край, рисовавшийся им в мечтах. Рухнули и надежды многих переселенцев заняться ремеслами и торговлей: все они обязаны были стать земледельцами, несмотря на то, что манифест обещал им свободный выбор занятий. «Окончен, братья, путь. / Вот вам земли надел. / До гроба спину гнуть / Отныне ваш удел. / Все будет: горе, труд… / Но мало хлеба тут» , – так заканчивает свою поэму Бернард фон Платен........................
НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ
Когда ребенок из поволжской или кавказской немецкой деревни спрашивал, откуда он взялся, ему принято было отвечать, что его выловила повитуха из колодца. Повитуха являлась весьма уважаемым человеком в деревне. На эту должность выбиралась на общем собрании всех женщин деревни наиболее добропорядочная и почтенная пожилая особа. Главными для нее являлись не столько специальные познания, сколько безукоризненная репутация Ведь она оказывала женщине не только медицинскую помощь, но и (что было в глазах крестьян не менее важным) оберегала ее и ребенка от злых духов. В экстренных случаях, если ребенок был слаб и не казался жильцом на этом свете, она могла даже совершить крещение. В первые дни, когда мать была в постели, только повитуха имела право ухаживать за новорожденным, ибо кто-то другой мог вольно или невольно причинить ему вред................
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
После того, как малыш переставал нуждаться в постоянном присутствии матери, он переходил на попечение старших братьев и сестер и бабушки.
«6-12-летние дети укачивают ребенка и поют ему колыбельные песни. Когда малыш немного подрастает, они показывают ему дом, двор, хлев, сад, улицу и предупреждают об опасностях. Они оберегают и защищают его, а, если он ушибся, – успокаивают. Короче, они вводят его в повседневную жизнь со всеми ее радостями и горестями. Бабушка больше заботится о его духовном мире. Именно она впервые складывает ребенку ручки и учит его молиться; за прялкой или за вязаньем она учит его десяти заповедям, рассказывает ему сказки и библейские истории» ......
ВОТ ПОЙДЕШЬ В ШКОЛУ, БУДЕШЬ ЗНАТЬ…
Был, однако, в деревне человек, которого дети, особенно маленькие, боялись даже больше своих отцов. Это был учитель, точнее, кистер-учитель (Kuester-Lehrer), ибо, как правило, он обязан был не только учить детей, но и в отсутствие пастора проводить богослужения. Его называли также шульмейстером (Schulmeister), то есть школьным мастером, что весьма точно отражает взгляды крестьян на задачи педагога.............
ЗАЧЕМ НЕМЕЦКИМ КРЕСТЬЯНАМ НУЖНА БЫЛА ШКОЛА?
Перенесемся на короткое время в Торжок. Зима 1763/64 года. Зайдем в одну большую топящуюся по-черному избу и осмотримся в ее дымном полумраке. Хозяин что-то мастерит; хозяйка прядет, качая люльку; на печи ворчит и охает старуха, а несколько ребятишек с любопытством смотрят на группу своих сверстников, которые сидят за столом с книжками и бормочут что-то непонятное. Каждый день они приходят к их постояльцу, который учит их читать, писать и иногда что-нибудь им рассказывает. Хозяйские ребятишки и сами бы с удовольствием послушали и поучились, но говорят учител и ученики не по-русски.
Куда же мы попали? – В первую школу немецких колонистов. По пути в саратовские степи им пришлось зазимовать в Торжке, где их разместили в избах местных жителей, и здесь, несмотря на голод, холод и полную неопределенность своего положения, они организовали школу для своих детей................
ШКОЛЬНЫЕ БУДНИ
Но вернемся к малышу, которого мы оставили на пороге школы. Первый школьный день был для него не таким уж и страшным. Шульмейстер оказывался отнюдь не злодеем, а вполне добродушным господином, который к тому же раздавал новичкам гостинцы. Вы, вероятно, догадались, что гостинцы были приобретены не на скудное жалованье учителя, а на средства родителей, которые, зная, какой ужас вызывает у малышей школа, в тайне от них приобретали гостинцы, чтобы шульмейстер одаривал ими новичков Однако так было лишь в первый день. В последующие семь-восемь лет ученики получали «гостинцы» совсем иного рода: пинки, затрещины, розги и т.д, на которые шульмейстер обычно не скупился, считая их главным средством воспитания.....................
ШУЛЬМЕЙСТЕР И ЕГО ОДНОСЕЛЬЧАНЕ
Внушая страх и трепет своим ученикам, шульмейстер полностью зависел от их родителей. Каждый год община возобновляла с ним договор и назначала ему жалованье. Разумеется, он отчаянно торговался, но горе ему, если находился кандидат, согласный на более низкую плату. Учителю приходилось собирать свой нехитрый скарб и искать новое место. Хорошо, если он был один, а если с многочисленной семьей? Во всей деревне учитель был самым неимущим. Он не имел ни собственного дома, ни земли. Земля ему предоставлялась во временное пользование, чтобы он мог хотя бы частично сам себя обеспечивать и не претендовал бы на слишком высокое жалованье, которое было подчас ниже, чем у батрака или пастуха.................
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ – РЕШАЮТ РОДИТЕЛИ
Поскольку крестьяне платили учителю, то они считали само собой разумеющимся, что именно они должны устанавливать порядки в школе, определять длину учебного года (длившегося обычно с ноября по март, пока не было сельскохозяйственных работ) и указывать шульмейстеру, как и чему учить их детей. Как уже отмечалось, школьные знания, по мнению колонистов, нужны были прежде всего для спасения души, а для этого требовалось умение читать, знание молитв и Священного Писания. Умение писать и считать было желательным, но не столь уж обязательным..........
СВОБОДА!!!
Школьные годы в лютеранских колониях завершались конфирмацией – первым причастием, которое ознаменовывало также и духовное совершеннолетие. С этого времени юноши и девушки, достигшие 15-16 лет, получали большую свободу, чем раньше: они могли наряжаться, гулять по вечерам и интересоваться противоположным полом, но не переступать при этом последней черты. «Родители уверены, что их взрослые дети не пойдут дальше, чем им позволит разум, и что они не наделают глупостей. И в этом они, в общем, правы. В поволжских колониях отношения между парнями и девушками очень вольные, но все имеет свои границы, и эти границы девушка знает, как правило, твердо» , – отмечал пастор Зайб........
Очерки опубликованы в газете «Neues Leben» (1990-е гг.) и в «Московской немецкой газете» ( 2003, №18, 19)
http://www.proza.ru/2013/01/11/635
Последний раз редактировалось Bangert 08 май 2015, 16:35, всего редактировалось 1 раз.
Интересует, фамилия Bangert из Dittel
фамилия Diener из Katharinenstadt/Marxstadt/Warenburg
фамилия Krug из Krazke
фамилия Kramer из Katharinenstadt
golos
Постоянный участник
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 07 дек 2011, 18:03
Благодарил (а): 2397 раз
Поблагодарили: 2980 раз

Re: Семья и школа у немецких крестьян России, Инга Томан

Сообщение golos »

Более полно здесь http://www.proza.ru/2013/01/11/635
Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 20:16
Благодарил (а): 2751 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Семья и школа у немецких крестьян России, Инга Томан

Сообщение MiLana »

Bangert писал(а):рассказывает ему сказки и библейские истории» ......
Давно уже хотела спросить про библейские истории. Моя бабушка тоже рассказывала такие. До того как я в 18-19 лет впервые держала в руках библию на русском (дома у нас мама прятала в коммоде только Песенник на готике с Волги), я считала, что они происхождением оттуда, но некоторые истории я в Библии не нашла.
Вот коротко такая история (может передаю не совсем точно):
ПОчему у камбалы такая форма: Мария готовила обед, чистила рыбу, когда кто-то пришел и принес весть, что сына распяли(?) Она не хотела в это верить и, бросив на половину распотрошенную тушку рыбы в воду, сказала: если это правда, то эта мертвая рыба поплывет. И рыба поплыла...
Откуда эти истории? был ли какой-то письменный источник? Или я плохо Библию читала? Спасибо!
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?
Аватара пользователя
vikmai
Постоянный участник
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 19:17
Благодарил (а): 378 раз
Поблагодарили: 2417 раз

Re: Семья и школа у немецких крестьян России, Инга Томан

Сообщение vikmai »

MiLana писал(а):ПОчему у камбалы такая форма: Мария готовила обед, чистила рыбу, когда кто-то пришел и принес весть, что сына распяли(?) Она не хотела в это верить и, бросив на половину распотрошенную тушку рыбы в воду, сказала: если это правда, то эта мертвая рыба поплывет. И рыба поплыла...
Когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве, что от нее родится божественный Искупитель, -- она сказала, что готова поверить истине его слов, если рыба, одна сторона которой была уже съедена, снова оживет.
И в ту же минуту рыба ожила и была пущена в воду; это однобокая камбала.
MiLana писал(а):Бабушка больше заботится о его духовном мире. Именно она впервые складывает ребенку ручки и учит его молиться; за прялкой или за вязаньем она учит его десяти заповедям, рассказывает ему сказки и библейские истории» ......
В детстве мне бабушка тоже рассказывала библейские сказки, особо запомнилось сказание о Ноев ковчеге.
Согласно одной из легенд, Ноев ковчег пристал к земле на склоне одной из вершин горы Арарат. И она упоминала, что многие ее односельчане из Дрейшпиц в Первую мировую войну воевали в этих местах на Кавказе. По возвращению с войны они рассказывали, что в ясную погоду можно было видеть на вершине горы, выступающие из снега останки Ноева ковчега. Но для этого голову нужно было задирать так сильно, что шапка падала с головы.
Это дополнение к легенде произвело на меня большое впечатление, после чего я еще больше верил в правдивость этих легенд. И эти истории сохранились в моей памяти на всю жизнь.
Впервые на русском языке сказания я прочитал в период перестройки, когда однажды, зайдя в библиотеку, среди поступивших новинок увидел библейские сказки.
justin

Re: Семья и школа у немецких крестьян России, Инга Томан

Сообщение justin »

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА, ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА

(1830-е – 1917 гг.)
*
http://www.dissers.ru/avtoreferati-diss ... a/a457.php
18 августа 1916 г. император утвердил положение Совета министров от 12 июля 1916 г., которое запрещало с начала 1916/17 учебного года преподавание на немецком языке во всех учебных заведениях, не исключая частные и находящиеся на содержании евангелическо-лютеранских приходов. Запрет касался и богословского факультета Юрьевского университета, исключение распространялось только на преподавание практического богословия.
Ответить

Вернуться в «Культура, традиции и обряды немцев Поволжья»