Поволжские немцы в СМИ

Что и где почитать о немцах Поволжья: книги, средства массовой информации, библиотеки.
Аватара пользователя
Alex Brester
Модератор
Сообщения: 1839
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 12:45
Благодарил (а): 979 раз
Поблагодарили: 3348 раз

Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Alex Brester »

Тема для размещения ссылок на материалы в СМИ о Поволжских немцах: истории народа, сюжет об отдельных его представителях и т.п.


Уверен, здесь получится собрать коллекцию и из тех материалов, что уже все видели/читали и из новых, свежих материалов. Или старых, но пока неизвестных.

В случае возникновения бурного и серьезного обсуждения того или иного материала, сообщения будут выделяться в отдельную тему.
golos
Постоянный участник
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 07 дек 2011, 18:03
Благодарил (а): 2397 раз
Поблагодарили: 2980 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение golos »

Жизнь и быт немцев в городе Куйбышеве

Фотографии семьи Гюнтера Шпора и семей его друзей,
проживавших на территории Управленческого городка в период 1946-1953 гг

http://www.oldsamara.samgtu.ru/part_2/page_html/page13a.html
alwis
Постоянный участник
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:30
Благодарил (а): 1395 раз
Поблагодарили: 414 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение alwis »

Буйдаков Буерак_Schwab_Бутовка
Немного истории из газеты
Вести Камышинского района № 26, от 5 июля 2012 года

http://s44.radikal.ru/i103/1207/55/39dea99b7d87t.jpg
golos
Постоянный участник
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 07 дек 2011, 18:03
Благодарил (а): 2397 раз
Поблагодарили: 2980 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение golos »

Демидова Валерия
4th-Sep-2011
Историческое эссе.
Моя малая Родина (из истории немецкой общины в Самарском крае)

Моя прабабуша была этнической немкой. Ей принадлежал дом на Николаевской 113. На первом этаже находилась швейная мастерская, на втором проживали сами хозяева. Прабабуша Мария Ландау родилась в феврале 1898 года и была зарегистрирована стотысячным жителем Самары. Она закончила гимназию Н.А. Хардиной. В 1914 году её родители умерли, и шестнадцатилетней Марии пришлось самой возглавить швейную мастерскую. Под её началом было двадцать белошвеек, работавших на зингеровских машинках. Вскоре она вышла замуж за своего бухгалтера, моего прадеда Петра Фёдоровича Демидова. Потом произошла революция. Мастерскую закрыли, дом конфискавали. Марии и Петру разрешили жить в двух комнатах на втором этаже. Мария Петровна всю жизнь проработала частным модельером. Советская власть её не тронула, так как прабабушка шила эксклюзивные платья и пальто для жен и дочерей партийной номенклатуры. Она умерла в 1979 году. Папа рассказывал, что прабабушка поддерживала в доме немецкие старинные традиции. Она сама делала различные наливки и настойки, которые разливала в изящные дореволюционные графинчики. Весной она пекла пирог со щавелем, летом пироги с сомятиной. Она делала салат из помидоров с сырыми яйцами. К пельменям всегда подавался яблочный уксус. Прабабушка была высокого роста и очень худая. Она иногда печально говорила: «Трудно жить среди людей, которые тебя не понимают». Теперь я хорошо осознаю её слова. От неё на память мне остались царские бумажные деньги, да дореволюционная открытка из Германии.
Несколько лет назад к нам приезжал дальний родственник из Гамбурга. Он хотел открыть здесь бизнес, но, пообщавшись с местными чиновниками, быстро уехал.
Постепенно я заинтересовалась историей немецкой общины в Самаре, которой хочу поделиться.
Сотни лет царское правительство проводило политику сдерживания азиатских традиций. В противовес исламу монархия всячески поддерживала колонизацию Поволжья выходцами из Западной Европы. Еще в 1762 году Екатерина II издала Манифест, в котором призывала всех желающих за исключением евреев свободно поселиться в новоприобретенных степных владениях, а в 1763 году предоставила поселенцам льготы. За казенный счет ехали в Россию неимущие. За ними сохранялась полная свобода вероисповедания с правом обращать в свою религию и даже закрепощать мусульман. Колонисты в течение 30 лет освобождались от любых налогов и податей, им давали земли и беспроцентные ссуды на постройку домов, закупку сельскохозяйственного инвентаря и скота. Каждому поселенцу правительство выделяло по 500 рублей. Из этой суммы оплачивался переезд, строился небольшой домик "о четырех светлицах и кухне".
Переселенцы освобождались от рекрутской обязанности. Ко времени царствования Александра I в Самарском крае существовала 131 колония общей численностью свыше 135 тысяч человек. Европейцы познакомили Поволжье буквально со всеми ответвлениями католицизма. 105 колоний образовали лютеране, 26 менониты. Кроме того, Самарскую землю возделывали 38 тысяч католиков, около 6 тысяч реформистов, порядка 500 кальвинистов. Всего колонистам принадлежало 656 655 десятин земли. Современника наверняка удивит, что оказывается более 8% всей возделываемой земли в губернии находилось в руках выходцев из Западной Европы. Царские чиновники надеялись, что эмигранты поднимут сельское хозяйство Поволжья. В начале XIX века Министерство внутренних дел подвело некоторые итоги: "первоначально вышло много дурных хозяев и большею частью самых бедных, кои мало по сие время принесли пользы государству". Многие немецкие переселенцы не нашли счастья в Поволжье. Они пытались бежать отсюда, и губернским властям приходилось даже выставлять специальные полицейские кордоны на дорогах. Беглецов ловили и возвращали назад. Весной, когда в степях таял снег, крестьяне находили трупы погибших и замерзших колонистов, рвавшихся на Родину.
Дела стали поправляться, когда в середине XIX века сюда стали приезжать менониты и данцигские немцы, обладавшие высокой культурой земледелия. Они сажали пшеницу и картофель, добиваясь огромных урожаев. Немцы приспособили свои хозяйства к условиям засухи и спасали тем самым себя от возможного неурожая и голода.
Губернские власти всячески поддерживали переселенцев, разрешали открывать немецкие школы, строить молельные дома, кирхи. По Предтеченской селились немцы. До сих пор сохранились их постройки со своими самобытными двориками, полисадничками, изящными верандами, соединенными между собой деревянными площадками. Немецкую слободу увенчивала Лютеранская церковь угол Дворянской. Ее история такова. В 1858 году самарский купец Егор Никитич Аннаев, католик по вероисповеданию, решил построить для своих единоверцев костел. Работы выполнял архитектор Н.Еремеев. Но в 1865 году в связи с волнениями в Польшецарское правительство запретило открывать католический храм и передало недостроенное сооружение немецкой лютеранской общине. От немцев строительство возглавил купец П.Ф.Цельмер, который собирал пожертво-вания со всего Поволжья. 26 сентября 1865 года лютеранская кирха была освящена казанским дивизионным проповедником Пундани при ассистенции симбирского пастора Мейера. С 1868 года кирха получила собственного пастора Э.Иогансона с годовым окладом 800 рублей. Попечительский совет состоял из 7 человек. Сама постройка обошлась в 30 тысяч рублей, однако, видимо, лютеране, по сути, захватив здание у католиков, прогневили Господа, и в 1877 году 27 июля на кирху напал "красный петух". Восстановление храма закончилось в 1883 году. С тех пор она имеет современный вид. В кирхе по реестру на конец XIX века числилось около 700 прихожан, среди них около 100 эстонцев и латышей, остальные немцы.
В 1914 году сами немцы испытали на себе то же самое, что когда-то поляки, правда, кирху не закрыли, но начались притеснения, конфискация имущества и высылка немецких и австрийских предпринимателей.Однако богослужения все равно шли, и их проводил под косыми взглядами самарцев пастор Фридрих Карлович Дрекслер, а затем Герман Лециус. В Самарский евангелистический-лютеранский церковный совет входили: Председатель Г.Г.Цепфель, непременный член П.П.Шнибер, Действительный член Э.К.Бар, Л.А.Греве, купец Ф.К.Клингард, К.А.Леман, В.К.Нагель, В.В.Ниденталь, О.И.Петерсон, О.Ф.Шуберт, А.И.Меркель, секретарь Г.В.Девриен.
Несмотря на трудности немцы обживали свою малую родину. Так в Екатериненской и Панинской волостях Николаевского уезда действовали с 1885 года церковь во имя Великомученицы Екатерины, с 1887 года - каплица во имя святого Карла Варомся, с 1823 года - церковь во имя святого Захария и Анны, с 1847 года - в селении Люцерн, с1870 года в поселке Цуй, с 1882 года в деревне Панинской, с 1807 года - в Золотурии. (ГАСО,Ф.3,оп.233,д.1058б,с.4-7). Средства на строительство культовых зданий часто выделяли разбогатевшие колонисты. Например, в 1890 году временный купец Фридрих Миллер подарил 50 тысяч рублей немцам из селения Тарлыковка Новоузенского уезда для строительства церкви.(ГАСО,Ф.3,оп.233,д.995г,с.2).
26 марта 1909 года на имя губернатора пришло прошение от 895 домохозяев селения Екатеринштадт Николаевского уезда с просьбой об отводе места под постройку мужской прогимназии. Сельский староста А.С. Эмих отметил, что для этого благого дела подходит территория бывшего кладбища. Губернское правление ответило, что это возможно лишь при условии, что кладбище было лютеранским, а не православным. Кроме того, сельский сход обязан представить документы об отсутствии захоронений в последние 70 лет.(ГАСО,Ф.1,оп.12,д.4872,с.3-9).
В самом губернском городе вокруг лютеранской общины, имевшей кирху на Дворянской, сформировался круг немецких предпринимателей, вошедших в экономическую элиту благодаря своим международным связям. К.П. Головкин пишет по этому поводу следующее: « Немцы открыли образцовые фирмы, где дела велись добросовестно. Логус имел в городе лучшее колбасное заведение; Христензен - Сарептский магазин; Братье Поппе – ювелирный и часовой магазин; Грау занимался книготорговлей; Миллер владел аптекой;Вундерих – хлебопекарней; Вейк – механическим заводом; Баар- гончарным и плиточно-израсцовым производством; Питц – пивзаводом, конкурируя с австрийцем Вакано. И это не говоря уже о таких крупных деловых людях, как Кеницер, Леман, Бенке, Ротман». (ГАСО,Ф.815,оп.2,д.3,с.9)
В авангарде кузнечного дела стал механический завод немца Г.К. Бенке.( ГАСО,Ф.815,оп.2,д4,с.1) Готхард Карлович в середине 19 века обустроил Черный затон в 50 километрах от Сызрани под пароходную мастерскую. Затем предприниматель собрал оборудование и перевез его в губернский город. Он купил в 1876 году у В.И.Чарыкова землю рядом с Москательной. 23 апреля 1882 года объединил капиталы с К.И.Курлиным, Ф.Г.Угловым, А.Н.Шихобаловым, П.М.Журавлевым, А.Д.Соколовым, И.Л.Саниным и создал «Товарищество земледельческого и механического завода». Я не случайно перечисляю фамилии, так как эти люди были самые богатые в Самаре, так называемые «сильные мира сего». Однако прибыль завода оказалась мала – в 1883-84 гг. 40 тыс. рублей. Завод изготавливал простейшие сельскохозяйственные машины, оборудование для мельниц, паровые двигатели. Разнообразие номенклатуры изделий, неналаженность серийного производства удорожали продукцию. Однако предприниматели надеялись породить могучий промышленный концерн. Они замахнулись на создание самарской судоверфи. 13 мая 1885 года на воду был спущен первый буксирный пароход. На нем было написано весьма помпезно: «Первый построенный в Самаре». Вот его параметры: длина по ватерлинии 150 футов, ширина – 23 фута, высота – 8 футов. Напомним читателю, что 1 сажень равняется 3 аршинам, или 7 футам, или 2,18 метра. В 1886 году на заводе трудилось 300 рабочих. Было выпущено еще 2 буксира. Позже пришлось перепрофилироваться лишь на ремонт пароходов. «Товарищество» попало в долги, и вся собственность оказалась в руках почетного гражданина Самары Павла Михайловича Журавлева.
Каждый предприниматель искал свою нишу. Огромным полем деятельности являлась легкая промышленность. Она не требовала больших капиталовложений и быстро давала прибыль. Немец Оскар Карлович Кеницер в 1882 году на улице Алексеевской построил макаронную фабрику, огромное здание из красного кирпича. Здесь применялась самая современная техника для производства спагетти, вермишели и других мучных продуктов из пшеницы твердых сортов. К 1913 году Торговый дом Кеницера считался самым крупным в России. Совладельцем «макаронки» являлся также немец Константин Андреевич Леман. Его потомок Андрей Владимирович Леман трепетно хранит рекламный проспект фабрики с ее эксклюзивными рецептами. Вот один из них: «Макароны с рыбой. Рыбу (судак или щуку) нужно сварить с зеленью свежей капусты, петрушкой, шпинатом или зеленым луком, эстрагоном, положить лимон, соли и перцу. Когда рыба сварится, ее нужно очистить от костей и разрезать на мелкие кусочки. Рыбный же бульон уваривают, несколько времени, чтобы емкость уменьшилась, потом кладут в него кусочек сливочного масла, чайную ложку муки, хорошо перемешивают и прибавляют чашку сметаны, и, если нужно, соли и перцу. Полфунта сваренных макарон итальянских укладывают в обмазанную сливочным маслом и обсыпанную сухарями форму или кастрюлю следующим образом: сначала слой макарон, обсыпанных тертым сыром, потом слой рыбы, и все облить приготовленным бульоном, опять слой макарон с сыром и т. д. Последним слоем должен быть тертый сыр, к которому прибавляют 2-3 ложки сметаны. Пекут медленно в печи или шкафу, пока смесь не зарумянится».
А вот немцу Густаву Богдановичу Ротману самарская земля не улыбнулась. Он привез из Фатерлянда новейшую технологию по производству белого дешевого силикатного кирпича. Его производство развернулось в 1901 году у Вислого камня (ныне III-ья очередь Набережной). Владельцы заводов по производству красного кирпича пришли в ужас от осознания надвигающейся своей не конкурентоспособности. Запутав немца в кредитах и долговых векселях, купцы довели последнего до самоубийства.(Фабрики и заводы всей России. Киев, 1913г.) Как память о Ротмане у подножья Лысой горы до сих пор стоит его эксперементальная печь, похожая на ракету. Вокруг разбросаны обломки кирпичей с клеймом «Ротман»
Архитектурной изюминкой мы назовем пряничный домик Ивана Андреевича Клодта, построенный архитектором А.А. Щербачевым в стиле Генриха IV в конце 90-х годов XIX века. Надо отметить, что городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. За что же И. А. Клодт получил такое право? Он вместе со своим братом Карлом создал электрическую компанию, обеспечивавшую горожан Эдисоновскими лампочками, динамомашинами, проводами и другими приборами. Кроме того, братья снабжали Самару водопроводными трубами и сантехнической утварью. Немцы по происхождению, они завязали тесные контакты со своей прародиной и буквально шокировали волжан новинками из Европы, такими как биде, писсуарами, мраморными умывальниками с подсветкой.
Рекой лилось «Венское» пиво Жигулевского завода А. Ф. фон Вакано. Это было самое дешевое пиво и доступное любому нищему, любому батраку. Для совсем неимущих, по праздничным дням около завода выставляли бесплатно бочку — «Гуляй братва!». Вакано взял курс на создание « народного пива». На Алексеевской он построил настоящий дворец старинного напитка, по ценам, доступным всем. В качестве закуски всегда была икра, сельдь залом, вареные раки. Самарские служащие, гимназисты любили проводить время за кружкой. Дешевое пиво А. Ф. Вакано можно было попробовать во всех пивных губернии. Когда начиналось судоходство по реке Волге, пиво бутылками и бочками развозили по всем пристаням до самой Астрахани. Представительства завода имелись в Н.- Новгороде, Казани, Симбирске, Муроме, Пензе, Сызрани, Балаково, Саратове…. Вакано заключал договоры с самарскими земледельцами, и те специально сеяли для него ячмень и сажали хмель. Воду для производства пива брали из артезианских колодцев, что находились во дворе предприятия. Дела предпринимателя шли настолько хорошо, что он вынашивал планы выхода на всероссийские и европейские рынки. Дешевизна и качество были гарантом успеха. А. Ф. фон Вакано стал настолько популярен, что его имя было внесено в книгу «Трехсотлетие царствования Дома Романовых». Там говорится: «Товарищество пивоваренного завода основано А. Ф. фон Вакано и М. М. Фабер по последнему слову техники и науки. Начал с 75 тыс. ведер в год и к 1913 г. увеличил производство до 3 млн. ведер. Пиво получало многочисленные высшие награды на Всероссийских и Всемирных выставках. Завод обслуживает собственная обширная флотилия: буксирные пароходы, грузовые баржи-ледники. По железной дороге пиво перевозится в специальных вагонах».( ГАСО, Ф.1,оп.12,д.4943,1)
Самарцы любили посещать «Сарептский магазин» Христензен. Сама фирма была основана отцом Юлием Богдановичем в 1860 году, а в 1914 году ее возглавил сын Николай Юльевич, объединив капиталы с Филиппом Карловичем Клингертом. В результате прибыль возросла в несколько десятков раз. Фирму обслуживало около 20 человек.
В магазине помимо модной одежды и обуви продавались прекрасные ювелирные изделия. В салоне Генриха Перетца, фирма которого удостоилась трех золотых больших медалей, приобретали не только свадебные наряды, но и золотые изделия: перстни с рубинами, бриллиантами, сапфирами, изумрудами, кольца, броши, серьги, колье, диадемы. Серебро и золото было всевозможных проб и отличалось изяществом работы. Специализированные ювелирные магазины на Дворянской улице имели Поппе Л. Л., Шварц Ф. Ф. и другие.
Когда в семье рождался ребенок, бабушка шла в один из ювелирных магазинов и покупала серебряную ложечку. В моде были изящные, с витой ручкой в виде веточки, а сама ложка в форме листочка с мельчайшими прожилками. Малыш подрастал и начинал ей есть и в тоже время как бы играл в ягоды, бабочек. Когда ребенок поступал в гимназию, ему дарили уже чайную серебряную ложку более строгую, иногда позолоченную. По окончании гимназии преподносилась массивная столовая ложка, инкрустированная эмалью. Все подарки из драгоценных металлов и камней напрямую связаны с древними традициями. Например, платиновый портсигар дарился лишь в случае, если человек занял высокий государственный пост, а женское кольцо с бриллиантом муж преподносил жене при рождении ребенка. Кольцо с рубином надевалось на палец при вынужденном расставании. Когда создавалась семья, дарили наборы серебряных ложек, половники, сервизы из благородного металла. На тридцатилетие родственники преподносили в подарок наборы золотых рюмочек: от самой маленькой ликерной до водочной 50—70 граммовой.
Знаменитый предприниматель И. И. Щвец, чей магазин располагался на Дворянской, продавал в основном привозную продукцию: мармелад, варенье фабрик Эйнема, Гегингера из Риги, вафли, бисквит, пастилу, печенье Сиу, монпасье Ландрин, миндаль, орехи, сахарную пудру, мед крупчатый уфимский, какао, кофе сырой и жженый Реттен, Ганзен, Штудт, Янкевича и Фирштрем.
Не отставали от Швеца и братья Мецлер. Они имели конфетный магазин на Воскресенской, ныне Самарской площади и являлись представителями знаменитого московского бизнесмена фон Эйнема. Их слоганы знала вся Самара: «Станет дитя генералом, если будет кушать продукцию Нестли» или: « Горячий шоколад Ван Гуттен пьем и днём, и утром»
Одним из самых любимых домов на Дворянской для самарцев начала века были не банки и "Белые дворцы", а весьма неприметный особнячок в стиле ампир, построенный А. А. Щербачевым по заказу Бема. Ефим Филиппович Бем в 1882 году при покровительстве губернатора Александра Дмитриевича Свербеева разместил здесь "Общество любителей музыки и драматического искусства". Он поставлял для губернского города лучшие европейские марки роялей и пианино "Блютнер", "Беккер", "Капе", "Мюльбах", "Рениш", "Стенбах", "Шредер". В уставе самого общества было записано: "Развитие музыкальных и других талантов, рас¬пространение любви к искусству". Сюда захаживали дворяне за нотами Шопена и Бетховена. Здесь покупали гармошки и трехрядки горчишники. За семиструнными гитарами приходили цыгане. Но хотим отметить, магазин в центре города на таком прекрасном месте всегда обкладывали большими налогами. Как же Бему удавалось раскручивать свой музыкальный бизнес. Да просто, Городская Управа подходила дифференцированно к предпринимателям и снижала поборы, а порой и снимала их в зависимости от особенностей торговли. Уж с культуры никто три шкуры драть не додумывался.
За деятельностью немецкой общины велся постоянный полицейский надзор. Читаем секретное донесение губернатору от 25 июля 1890 года: « Римско-католический священник Бауер кроме духовной службы постоянно вмешивается в общественные и семейные дела своих прихожан. За непослушание штрафует, а кто не платит - на того накладывает епитимию, а некоторых отлучает от церкви. Явившихся к нему прихожан бил и ругался площадной бранью, требовал от всех полного и беспрекословного повиновения. Из своей квартиры выходил с револьвером. Кроме Римского папы от начальства никого не признает.» (ГАСО,Ф.3.оп.233,990г.,с.16). А вот другое полицейское расследование, связанное с подозрениями в сектантстве и втягиванием православных в иную веру. 15 января 1896 года священник слободки Покровской Новоузенского уезда Сердобов рапортовал, что в доме крестьянина Ф.Г.Широкого-Куховаренко немцами Андреем Адамовичем Шмидт и Адамом Федоровичем Мейснер открыта молельня. Сообщалось: « По воскресным дням собираются немцы для моления и слушания поучений, заходят иногда и местные жители из русских православных. Проповедником состоит Иван Андреевич Бем, доверенный саратовского купца Шмидт. Себя они называют братьями, общину – братством. Беседу ведут на немецком языке. Собирается до 50 человек. (ГАСО, Ф.3,оп.233,д.1454,с.1-3).
Недоверие к немцам со стороны властей порождало и настороженность к ним со стороны коренного населения. Местные жители отказывались возделывать и потреблять в пищу картофель, считая его бесовским корнем. "Лучше помереть с голоду", - говорили крестьяне, продолжая надеяться на помощь царского правительства, выделявшего миллионы на закупку традиционного зерна. Прабабушка рассказывала, что немцам стало плохо жить в Самаре, когда началась первая мировая война. Ее спасло то, что муж пошел добровольцем на фронт. 12 февраля 1914 г. самарскому полицмейстеру поступила депеша: «За последнее время часто стали появляться в России иностранцы, выдававшие себя за туристов-пешеходов, совершавших кругосветное путешествие на пари со спортивным обществом... На самом деле путешественники занимаются иным, подолгу останавливаются в определенных районах, посещают по несколько раз одни и те же пункты, в денежных средствах не стесняются, встречаются с подозрительными личностями... По всей видимости, это агенты влияния. Установить негласный надзор».(ГАСО,Ф.465,оп.1,д.2610,с.38).
Самодержавие раскручивало шпиономанию. Все начиналось вроде бы невинно – с переименований. Санкт-Петербург стал Петроградом. Самарский губернатор получил вердикт о немедленном изменении немецких названий деревень и городов, где проживали колонисты из Германии. ( «Волжское слово», 1914г., 29 октября). Следующий удар репрессивной машины пришелся на граждан с нерусскими фамилиями. Под пресс попали немцы, австрийцы, турки, поляки, венгры, евреи, китайцы, латыши... Знали бы царские чиновники, какой урок они преподают своим смертным врагам большевикам. Тем не менее, самодержавие по всей России, а также и в Самаре испачкало себя беззаконием и неприглядными репрессиями по отношению к значительной категории людей. Некоторые политики даже додумались до предложения брать в заложники российских граждан арийского происхождения и под угрозой их расстрела добиваться от германского правительства отступления на фронте.
В декабре 1914 года из МВД пришла депеша с требованием: «донести, имеются ли на местах лица немецкой национальности, и не замечалось ли в их действиях стремления к объединению членов на почве национальной обособленности в духе пангерманизма, не принимали ли они участия в обществах, где в руководстве состояли лица австрийского или германского подданства». Пристав III части Самары сообщил, что на его территории действует «Отдел Литовского общества по оказанию помощи пострадавшим от войны» под председательством присяжного поверенного Е. М. Войшвилли и «Латышско-Эстонский по оказанию помощи пострадавшим от войны» под руководством инженера Энгарда Карловича Павеля. Отмечалось следующее: «Занимаются помощью, не замечалось стремления к объединению членов на почве национальной особенности».(ГАСО,Ф.465,оп.1,д.2701,с.153).
В феврале 1915года в самарских «Крестах» на Ильинской содержалось 464 военнообязанных германцев, австрийцев и немцев-колонистов. Их привезли сюда в арестантских вагонах из Привислинского края, Варшавской и Люблинской губерний. (ГАСО,Ф.465,оп.1,д.2672,с.38-100).
В Самаре репрессиям подвергся макаронный король Г.О. Кеницер, которого еще 2 октября 1914 года исключили из Биржевого общества за немецкое происхождение.( «Волжское слово», 1914г., 3 октября). Дальше – больше. Его вынудили продать акции собственного завода на Москательной и отправили в ссылку. У А.Ф. фон Вакано просто конфисковали пивоваренный завод, воспользовавшись сухим законом. Началось длительное следствие, пытавшееся доказать связь семейства Вакано с австрийскими спецслужбами. Не найдя реальных улик, жандармское управление напрочь запачкало честное имя предпринимателя, столь много сделавшего для Самары. Семидесятилетнего Альфреда Филипповича с сыном Владимиром сослали в Бузулук сроком на два года, исчисляя с 12 октября 1915 года. (ГАСО,Ф.465,оп.1,д.2701,с.151).
Подоплеку этих давних событий раскрыл самарский историк В. Казарин: «Спустя несколько месяцев поверенный в делах Владимира Вакано передал своему клиенту не вполне приличное предложение некоего доверенного лица из Петербурга: за 300 тысяч все будет истолковано как печальная ошибка». По России было немало случаев, когда жандармы арестовывали руководство национальных общин и требовали денег за свободу. Самара не отличалась новизной. Репрессиям подвергся также мукомол и банкир Эрлангер, чья контора располагалась на углу Саратовской и Воскресенской.
Прабабушка была настолько запугана войной и революцией, что свое немецкое происхождение утаивала и считала опасным для жизни. Какая память хранится в народе о поволжских немцах? Я спрашивала крестьян, живущих сегодня на землях бывших колонистов: « Что они помнят о немцах?» В ответ звучало: «А что немцы, их под Москвой разбили. Сюда они не дошли».
Рассказ о немцах Поволжья я хочу закончить таким своим стихотворением:

Брошенному полю снится
Твердая саксонская пшеница.
Плачет оно средь бездорожья
О судьбе немецкого Поволжья.

http://kiparisovylarec.livejournal.com/122006.html
Alexander Waal
Интересующийся
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 20:36
Поблагодарили: 1 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Alexander Waal »

Кстати, интересная статья Гуго Вормсбехера о таком народе как Российские немцы.
В ней рассказывается о том, что Российские немцы являются народом и приводятся аргументы в поддержку данного тезиса, довольно увлекательно.
exorcio
Постоянный участник
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 22:04
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение exorcio »

Alexander Waal писал(а):Кстати, интересная статья Гуго Вормсбехера о таком народе как Российские немцы.
В ней рассказывается о том, что Российские немцы являются народом и приводятся аргументы в поддержку данного тезиса, довольно увлекательно.
оттуда :
Он был рожден в России и рожден Россией, т.е. он — «законное дитя» России, один из ее коренных народов. И родился он за 100 лет до возникновения Германии как государства.
Германия как государство немцев зародилось в 919 году, когда королем был избран Генрих I Птицелов и Восточно-Франкское королевство стало называться Королевство Германия (regnum teutonicorum).
Дальше читать желание пропало
Марьяновка
Постоянный участник
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 11:11
Благодарил (а): 232 раза
Поблагодарили: 2828 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Марьяновка »

golos писал(а):Дела стали поправляться, когда в середине XIX века сюда стали приезжать менониты и данцигские немцы, обладавшие высокой культурой земледелия. Они сажали пшеницу и картофель, добиваясь огромных урожаев. Немцы приспособили свои хозяйства к условиям засухи и спасали тем самым себя от возможного неурожая и голода.
Этот пассаж мне особенно нравится. Оказывается без меннонитов наши предки в Поволжье померли бы все с голоду.
А еще они договорились со Столыпиным об образовании немецкого района на Алтае:
Один из них, Я. А. Реймер, встретился с премьер-министром России П. Столыпиным и обговорил с ним вопросы переселения немцев-меннонитов в Сибирь и на Амур. Столыпин сказал Я. Реймеру, что император Николай II желал бы увидеть на своих кабинетских землях образцовых земледельцев и готов 500 тысяч десятин земли отдать переселенцам безвозмездно.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0% ... 0%BE%D0%BD
Меннониты, конечно образцово вели свои хозяйства, но не переписывать же из-за этого историю, кому как заблагорассудится.
niko
Постоянный участник
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 15 янв 2011, 20:09
Благодарил (а): 108 раз
Поблагодарили: 86 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение niko »

exorcio писал(а):Германия как государство немцев зародилось в 919 году, когда королем был избран Генрих I Птицелов и Восточно-Франкское королевство стало называться Королевство Германия (regnum teutonicorum).
Дальше читать желание пропало
Александр, я думаю он имел ввиду воссоединение Германии во второй половине 19 века под
руководствомм Бисмарка...
Alexander Waal
Интересующийся
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 20:36
Поблагодарили: 1 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Alexander Waal »

exorcio писал(а):
Alexander Waal писал(а):Кстати, интересная статья Гуго Вормсбехера о таком народе как Российские немцы.
В ней рассказывается о том, что Российские немцы являются народом и приводятся аргументы в поддержку данного тезиса, довольно увлекательно.
оттуда :
Он был рожден в России и рожден Россией, т.е. он — «законное дитя» России, один из ее коренных народов. И родился он за 100 лет до возникновения Германии как государства.
Германия как государство немцев зародилось в 919 году, когда королем был избран Генрих I Птицелов и Восточно-Франкское королевство стало называться Королевство Германия (regnum teutonicorum).
Дальше читать желание пропало
Что же мы обсуждаем? Российских немцев или германские народы 10 века? Или Священную Римскую Империю Германской нации? Надо определиться.
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19787 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Наталия »

И всё равно в этой статье
golos писал(а):Демидова Валерия
4th-Sep-2011
Историческое эссе.
Моя малая Родина (из истории немецкой общины в Самарском крае)
очень много интересного о самарских немцах. Надо начинать с достоинств.
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Марьяновка
Постоянный участник
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 11:11
Благодарил (а): 232 раза
Поблагодарили: 2828 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Марьяновка »

Наталия писал(а):И всё равно в этой статье очень много интересного о самарских немцах. Надо начинать с достоинств.
Уважаемая Наталья, мне, конечно же, нравится Ваш оптимизм и Ваше умение находить даже в самых плохих публикациях рациональное зерно, но нельзя же из-за небольшого позитива, содержащегося в данной статье, глотать и то негативное, что заключено всего в нескольких предложениях:
«Каждому поселенцу правительство выделяло по 500 рублей» - это с какого такого перепугу?
«Европейцы познакомили Поволжье буквально со всеми ответвлениями католицизма» - возможно, можно и так выразиться, но поволжские немцы, не очень то распространяли различные вероучения, это скорее прерогатива немцев южных губерний России.
«Царские чиновники надеялись, что эмигранты поднимут сельское хозяйство Поволжья» - основная причина, по которой поселили наших предков на этих землях была одна – закрепить за Россией эти земли, которые де юро, вроде как, принадлежали России, но де факто находились во владении кочевых народов: киргизов и калмыков. (Это уже потом стали выдумывать тезис о том, что задача колонистов на Волге была обучить местное население передовым приемам земледелия. Да и каким передовым методам земледелия могли обучить сапожники, слесари, мельники и тому подобный рабочий люд, собранный по городам и весям Германии?)
Ну, и, наконец, вывод, который сделала автор этого эссе: «Дела стали поправляться, когда в середине XIX века сюда стали приезжать меннониты и данцигские немцы, обладавшие высокой культурой земледелия».
К тому моменту, когда в Поволжье прибыли меннониты со своими передовыми технологиями земледелия, вымерло уже не одно поколение наших предков, а пришедшее им на смену поколение земледельцев, уже научилось управляться с многочисленными засухами и другими невзгодами, которым подвергались колонисты.
Конечно, такие немцененавистники, как Велицын и Липранди, облившие грязью всех российских немцев, начиная от меннонитов и привисленских немцев, не могли обойти вниманием немцев поволжских, но единственное, что они ставили им в вину – это падение нравов и бедность по отношению к другим категориям немцев (например меннониты или привисленские немцы), но здесь надо заметить, что падение нравов шло по России повсеместно, а худшее материальное положение в сравнении с другими объясняется очень просто – земельная недостаточность. Если у того же меннонита на двор приходилось по 30-60 десятин земли, то нашим предкам приходилось перебиваться на участке в 1,5-3,0 десятины.
Мои предки, как с материнской, так и с отцовской стороны были Поволжскими немцами, поэтому любое проявление неуважения к их памяти, я считаю личным оскорблением. Ну нельзя же повторять так бездумно все выдумки этих двух немцеедов (как называли их современики) – Велицына и Липранди!
Наталья, я ничего не имею против Вашей позиции, но жизнь меня научила совсем другому – как правило, тот кто подставляет левую щеку после того, как его ударили по правой, получает основательно по физиономии. Не примите это на свой счет. Как уже сказано выше – я Вас очень уважаю за Вашу жизненную позицию. Но это еще не значит, что из-за одного рационального зерна, которое Вы усмотрели в этом эссе, надо глотать всю это ..., которое следует после.
P.S.Мои предки, как и предки большинства посетителей этого форума, были простыми земледельцами и, единственное что они умели делать - это работать на земле, и что бы ни писали, чтобы ни говорили, про немцев Поволжья, я знаю, что они принесли гораздо больше пользы России, чем те, которые их пытались, и до сих пор пытаются, очернить.
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19787 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Наталия »

Марьяновка! Не знаю Вашего имени,а обратиться хочется. Спасибо за это сообщение. Я это всё увидела тоже. Не сомневайтесь во мне. Мне это тоже не безразлично. Поверьте. А почему я так написала? Это во мне непоколебимый дух - сначала скажи про достоинства. Ну, учитель я. Да ещё учитель учителей. Привыкла, даже посещая неважный урок молодого педагога, сначала сказать ему о положительных сторонах, а потом посоветовать( заметьте - посоветовать), как лучше сделать, на что обратить внимание. Я в этой статье искала своё. Ведь мой дедушка-поволжский немец- под Самарой в 12-и летнем возрасте сначала батрачил, а потом попал к одному купцу, там и вырос. Сам стал успешным. Да только позже всё равно всё потерял. Ещё раз спасибо и прошу простить меня за то, что Вам доставила несколко горьких минут да ещё отняла время на написание сообщения.Не сомневайтесь! Я всё тонко чувствую. И мне думается, что эта Демидова Валерия, собрав воспоминания своих близких и прочитав не тот источник, не умышленно фальсифицировала истину. А может, я и ошибаюсь?
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19787 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Наталия »

"Кипарисовый ларец
Детская литературная студия
Конкурс-2011: Публицистика (10 - 14 лет). Демидова Валерия"
Открыла ссылку. Да там ребёнок писал. Девчонка 10-14 лет. Это минус следует поставить её руководителю.А то, что она написала об этом, пусть не всё правильно, выбрала эту тему, расспросила свою прабабушку, это же хорошо. Ошибки такого рода надо прощать. Откуда ей знать про истину? Марьяновка, простите эту девочку. Она ещё в пути! Она в поиске! Но она никогда не забудет свой род, свои немецкие корни. В этом я уверена. В другой теме я напишу о победе своей 16-и летней внучки, которая тоже, изучая тему российских немцев, сделала такую работу!!! Мне это как бальзам на душу.
Последний раз редактировалось Наталия 16 дек 2012, 08:08, всего редактировалось 1 раз.
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Марьяновка
Постоянный участник
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 11:11
Благодарил (а): 232 раза
Поблагодарили: 2828 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Марьяновка »

Наталия писал(а):Открыла ссылку. Да там ребёнок писал. Девчёнка 10-14 лет.
Наталья, не имеет значения, кто это писал, если уж разместили такое эссе на историческом форуме, то надо было, хотя бы, написать соответствующий комментарий.
Ведь люди могут принять все это как поет известная певица: "за основу".
Аватара пользователя
daspr
Любитель
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 24 июл 2013, 19:00
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 39 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение daspr »

В другой ветке писал о программах нашего радио на двух радиостанциях ФРГ.
Очередная 150я вышла сегодня здесь. radio-frei.de

И вот отзыв писателя Игоря Александровича Шёнфельда, интервью с которым звучало на 2 языках добрую половину программы.

"Дорогие Ольга и Геннадий!
Здорово! Великолепно! Профессионально! Изящно. Спасибо! На что уж строго моя Наталья Феликсовна судит все мои проявления, в том числе тексты, но даже она ставит Вам за передачу высший балл и говорит, что Вы показали меня на порядок талантливей, чем я есть на самом деле.
Сам я своим многословием и не всегда удачными немецкими оборотами недоволен, но Ваша подача автора Игоря Шенфельда очень уважительна, человечна и хороша. Что называется - сам себя зауважал! Спасибо за передачу. Я не только о себе, но и о первой части, исторической. У вас великолепный журналистский вкус.

С Уважением, Игорь

В ближайшие дни засяду готовить к изданию "Кокино". Как только выйдет - книжка будет послана вам. "
Аватара пользователя
Alex Brester
Модератор
Сообщения: 1839
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 12:45
Благодарил (а): 979 раз
Поблагодарили: 3348 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Alex Brester »

Олимпиада, сближающая сердца: немцы из Штеппе болеют за Россию (видео)

В Саратовской деревне Штеппе, где живут этнические немцы, болеют с национальным колоритом. Они надевают исторические костюмы, готовят традиционные блюда и поют песни. В деревне верят, что их эмоции помогают нашим олимпийцам.
Аватара пользователя
mutera
Постоянный участник
Сообщения: 444
Зарегистрирован: 09 авг 2011, 10:22
Благодарил (а): 2861 раз
Поблагодарили: 532 раза

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение mutera »

Представитель "Мемориала": Главная проблема российских немцев - потеря идентичности .

О том, как российские немцы воспринимают себя сегодня и как к ним относятся в обществе, в интервью DW рассказал Алексей Бабий, изучавший жизнь немцев, репрессированных в СССР.
Ищу Baier/Beier aus Rosenheim.
Ищу представителей фамилии Bretthauer из Hoffental (Ждановка)
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19787 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Наталия »

"Отношение не то, чтобы негативное, но сказать, что проблем нет совсем, тоже нельзя. В России их по-прежнему считают и называют немцами", - говорит Алексей Бабий.
Так это разве плохо? Значит, всё-таки они сохранили свою немецкую идентичность.
И то, что их в Германии называют русскими( руссаками), тоже ничего плохого не вижу. Просто российский немец - это особый и неповторимый этнос, вместивший в себя две культуры, два языка, два направления в образе жизни и обычаях. Это есть та данность, от которой не отвернёшься. Ведь два с лишним века стоит за этим. Отвернуться от этого - значит, отвернуться от своих прародителей, которые дорожили своей родиной, родным Поволжьем. И не все из них жили замкнуто на территории Поволжья, скажем, а уезжали в Саратов, Самару и другие города. Интегрировались, искали простор для применения своих сил и возможностей, а оттого ещё более знакомились с русской культурой и становились РОССИЙСКИМИ немцами.
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
viktor 2
Модератор
Сообщения: 8555
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 09:42
Благодарил (а): 4222 раза
Поблагодарили: 12589 раз

Поволжские немцы в СМИ

Сообщение viktor 2 »

Наталия писал(а):И то, что их в Германии называют русскими( руссаками), тоже ничего плохого не вижу.
А я вижу! И в этом наверное наше с Вами основное различие, уважаемая Наталья Николаевна. Когда меня в Германии называют "Russlandsdeutsche", то я с этим соглашаюсь и ничего против не имею. Потому что я, волею судьбы, родился в России от родителей немцев. Но когда меня называют "Der Russe", то я против этого очень возражаю, несмотря на то что владею русским языком лучше чем немецким и знаю русскую культуру тоже лучше немецкой. И не моя вина в этом, а скорее беда. Ведь мои родители не добровольно
Наталия писал(а):уезжали в Саратов, Самару и другие города
И интегрировались они тоже не добровольно, а их заставили обстоятельства, созданные искусственно. А сегодня я должен с этим согласиться?
Nelle Harper Lee: "Я не обижаюсь на людей, я просто меняю о них своё мнение"
Мои высказывания на форуме являются только моими личными позицией и мнением. Ничего более.
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19787 раз

Re: Поволжские немцы в СМИ

Сообщение Наталия »

viktor 2 писал(а):Когда меня в Германии называют "Russlandsdeutsche", то я с этим соглашаюсь и ничего против не имею. Потому что я, волею судьбы, родился в России от родителей немцев. Но когда меня называют "Der Russe", то я против этого очень возражаю,
Возможно, Вы и правы. Я ведь на слова"Русский", "Руссак" смотрела , как на слова "из России", потому так и написала.
А вот Ваша фраза
viktor 2 писал(а):И в этом, наверное, наше с Вами основное различие

меня очень обидела. Значит, есть ещё - не основные. А я тоже родилась от немца, а не от китайца( да простят меня китайцы - я с огромным уважением отношусь к этой древнейшей и культурной стране), и наша семья пострадала не меньше.
Считаю, что тот, кто хочет найти различие (в таком контексте) между форумчанами из Германии и из России да ещё это различие подчеркнуть публично, делает не лучшее, что он умеет.
А я вот, в свою очередь, ищу то, что нас ЕДИНЯЕТ. И думаю, что это куда лучше. Чем же Вы, уважаемый Виктор, отличаетесь от тех местных немцев, которые пытаются выстроить РАЗЛИЧИЕ между собой и российскими немцами, приехавшими в Германию, если ПОДЧЁРКИВАЕТЕ РАЗЛИЧИЕ между собой и мной?
Уж простите за такой риторический вопрос - Вы его спровоцировали сами.
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
viktor 2
Модератор
Сообщения: 8555
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 09:42
Благодарил (а): 4222 раза
Поблагодарили: 12589 раз

Поволжские немцы в СМИ

Сообщение viktor 2 »

Наталия писал(а):Чем же Вы, уважаемый Виктор, отличаетесь от тех местных немцев, которые пытаются выстроить РАЗЛИЧИЕ между собой и российскими немцами, приехавшими в Германию, если ПОДЧЁРКИВАЕТЕ РАЗЛИЧИЕ между собой и мной?
Наталья Николаевна, не считаете ли Вы, что Вы ведёте дискуссию не совсем честно, противопоставляя меня всем другим оставшимся в России немцам? Меня конечно же никто не уполномачивал говорить от всех(я это и не делал) выехавших немцев, также кстати, как и у Вас нет полномочий выступать от всех оставшихся. Вы высказали в комментарии своё мнение, а я на него ответил. Вот давайте в этих рамках и оставаться и не переносить это на всех остальных.
Наталия писал(а):ищу то, что нас ЕДИНЯЕТ
Если Ваш комментарий нас "единяет" тогда конечно, но прежде стоило бы наверное спросить тех, кого это напрямую касается и кого это возможно, обижает. Может быть всёже кто-то считает, что он "российский немец", а не что он "русский"?
Nelle Harper Lee: "Я не обижаюсь на людей, я просто меняю о них своё мнение"
Мои высказывания на форуме являются только моими личными позицией и мнением. Ничего более.
Ответить

Вернуться в «Книги & Массмедиа»