Религиозная жизнь прихода Беттингер 1896 год

Ответить
Аватара пользователя
Winter
Постоянный участник
Сообщения: 4509
Зарегистрирован: 06 янв 2011, 19:12
Благодарил (а): 10172 раза
Поблагодарили: 7501 раз

Религиозная жизнь прихода Беттингер 1896 год

Сообщение Winter »

Fragen die bei der am 19 Mai 1896 durch den Hern Probst Allendorf in dem von Pastor loci, dem Kirchen-Vorstande und erwählten Betranens-Männern beantwortet sind.

Вопросы и ответы пробста Аллендорф 19 мая 1896 года .Вопросы и ответы касаются обществ колоний Беттингер, Шафгаузен, Гларус, Базель и Цюрих.
.
Изображение

Изображение
.
По окончанию расшифровки,те вопросы и ответы которые удалось прочитать будут выставлены брошюрой для скачивания.
http://wolgadeutsche.ucoz.ru
Аватара пользователя
Winter
Постоянный участник
Сообщения: 4509
Зарегистрирован: 06 янв 2011, 19:12
Благодарил (а): 10172 раза
Поблагодарили: 7501 раз

Религиозная жизнь прихода Беттингер 1896 год

Сообщение Winter »

Выкладываю то,что удалось расшифровать в формате pdf. Если кто то расшифровал больше,то можно будет это добавить в текст.
Die Kirche und Kirchenverwaltung betreffend

https://yadi.sk/i/nq46FJlg3YFDEE
http://wolgadeutsche.ucoz.ru
Аватара пользователя
Wolgadeut
Постоянный участник
Сообщения: 530
Зарегистрирован: 03 июн 2016, 13:58
Благодарил (а): 588 раз
Поблагодарили: 967 раз

Религиозная жизнь прихода Беттингер 1896 год

Сообщение Wolgadeut »

Wer war in Zurich bei 70% Reformaterer in 1896 Pastor loci =?
schwer es rauszufinden ev. luth ? Aus der Schweiz stammender ? Wie lange war er dort unter Probst Allendorf tätig ? Ist es im Buch vom unseren Forumnehmer Andreas Raith erwehnt ?
Эндерс / Усть-Караман: https://ustkaraman.ucoz.net + https://dorf-enders.de.tl + https://hronika-s-ust-karaman.webnode.ru/ + Danke im Voraus = *DRINK*
AndI
Модератор
Сообщения: 3478
Зарегистрирован: 01 янв 2011, 18:09
Благодарил (а): 4669 раз
Поблагодарили: 10656 раз

Религиозная жизнь прихода Беттингер 1896 год

Сообщение AndI »

Wolgadeut писал(а): 25 июн 2018, 18:51Wer war in Zurich bei 70% Reformaterer in 1896 Pastor loci =?
Richard Keller geb 19.06.1863 in Neu-Freudenthal (Gouv. Cherson) gest. 25.01.1949 Ingeweiler (Els.) von 1890 bis 1907 Pastor in Zürich
Аватара пользователя
d.leiser
Постоянный участник
Сообщения: 262
Зарегистрирован: 01 окт 2013, 16:24
Благодарил (а): 274 раза
Поблагодарили: 437 раз

Религиозная жизнь прихода Беттингер 1896 год

Сообщение d.leiser »

О выше сказаном и озоглавленном отчёте рассказывается в книге Шмидт Натальи "История в миниатюрах", на страницах: 371-378.

О религиозной жизни Беттингерского (Баратаевского) прихода


...мне попался материал, где пастор пишет отчёт о состоянии религиозной жизни целого прихода, Баратаевского...
Этот документ меня очень заинтересовал. Он был написан на немецком языке готическим шрифтом. Заинтересованные люди (Александр Винтер и Андреас Идт) его перепечатали на латинице, перевели на русский. А я, внимательно изучив его, решила написать очерк. Тем более, что в этом документе особый взгляд изложен. Пастора.
Жизнь религиозная в любом приходе Немповолжья была наиважнейшей. Всегда хотелось о ней узнать побольше и из любого источника. Ответы на поставленные вопросы пастору прихода подошли как нельзя кстати.

Центром Баратаевского прихода была колония Беттингер.

В 1897 году в состав прихода входили сёла: Schaffhausen (4 версты от Беттингера), Glarus (2 версты), Basel (4 версты) и Zürich (6 вёрст).

В приходе были две религиозные конфессии. Лютеранская и реформатская.
В количественном отношении это выглядело так:

В самой Баратаевке лютеран было всего 3113. Из них мужчин - 1573, женщин - 1540.
Реформатского вероисповедания были только женщины. Их было 23 человека.

В Шафгаузене лютеран было 3130 всего: мужчин - 1575, женщин - 1555.
Реформатов всего 62: мужчин - 7, женщин - 55.

В Гларусе лютеран было 2439: мужчин - 1225, женщин - 1214. Реформатской веры - 14 человек: мужчин - 3 человека, женщин - 11 человек.

В Базеле лютеран всего 3518 человек: мужчин - 1894, женщин - 1624. Реформаты только женщины. Их было в селе 50 человек.

Подумалось, что женщины-реформатки прибывали из других сёл, выходя замуж за базельских. Скорее, тут больше было цюрихских. Сёла были совсем рядом.

В Цюрихе лютеран было значительно меньше. Всего 1094 человека: мужчин - 488, женщин - 606.
Тогда как реформатов было преобладающее число: 2567 человек. Мужчин - 1341, женщин - 1226 человек.

Приходом управляют пять церковных советов. По числу сёл и церквей в них.
Церковный Совет выбирается в приходе и утверждается пастором.
Совет доводит до прихожан все распоряжения пастора и приводит их в действие.
Все члены церковных советов всегда присутствуют на всех богослужениях.
Церковный Совет участвует всегда и в мирской жизни села. Владеет всякой информацией.
Знает, сколько и кто в селе болен, бывает в курсе и школьных занятий.

Насколько я поняла, в каждой колонии число Kirchenvormünder (церковных опекунов - членов церковного совета) по четыре, а в Цюрихе их было пять.

Труд членов Церковного Совета церковью не оплачивается. То есть их труд является общественным. Во благо села, прихожан и церкви. Сейчас бы назвали это общественной нагрузкой или благотворительным делом.

Церковный Совет управлял и церковным имуществом. Ведь оно создавалось на средства прихожан. Пастор получал жалованье. Оно составляло 1700 рублей, вместе с жалованьем Пристора. Средний доход пастора мог доходить до 2200 рублей.

Весь церковный инвентарь прихода (орган, церковная утварь и т.д.) находятся в хорошем состоянии. Всё церковное имущество поддерживается в хорошем состоянии и находится в ведении Церковного Совета.

О том, в каком состоянии находятся здания церквей, пасторатов, школ, оград возле них, докладывалось в вышестоящий орган, что в хорошем, за исключением здания школы в селе Цюрих. И что все обязательства по обслуживанию зданий будут выполнены за исключением школы в Цюрихе.

Все дороги к церквям прихода в хорошем состоянии.
В немецких сёлах везде порядок, чистота, здания добротные, дороги ухоженные.

В каждой общине, селе Баратаевского прихода было по одному кладбищу.
А вот «захоронения и ограждения кладбищ в основном выглядят довольно плохо», - констатировалось в отчёте.

Пастором Баратаевского прихода был Рихард Келлер. Служит всего уже 8 лет, в данном приходе 6 лет. Рекомендован был на должность пастора Баратаевского прихода Церковным Советом. Введён на эту должность на
специальной церемонии пастором Катариненштадта Теофилом Келлером. Шефство над ним осуществлял на первых порах, помогал ему пастор Г. Келлер из Южного Екатериненштадта.

Пастор обслуживал все церкви прихода по расписанию: каждое воскресенье - один приход, а каждый четверг - все приходы.
Если был в отпуске и не мог проводить службу, то его замещал Vicar, то есть его заместитель. Он также имел теологическое образование, имел право исполнять функции пастора, но не имел самостоятельного прихода.
В некоторых приходах, очень больших, иногда был по должности второй пастор прихода.
В каждой церкви прихода есть свой хор. Каждое богослужение начинается в 10 часов и длится 1,5 часа. Катехизация, то есть изучение основ религии, проводится каждое воскресение после обеда. При чтении религиозного учения принимает участие холостая молодёжь прихода.
Во время поста Богослужения проводятся кюстером каждую пятницу, а пастором - каждую среду.

Главные лютеранские церковные праздники готовятся везде в приходе очень тщательно, проходят очень торжественно.
Конфирмация проходит два раза в год, весной и осенью. А подготовка к Конфирмации, занятия с молодёжью длятся пять недель. В неделю по 24 часа.

На вопрос, присутствуют ли на занятиях по подготовке молодёжи к конфирмации кюстер или церковный староста, пастор ответил, что нет, не присутствуют.
Если пастор считает, что кто-то из обучающихся ещё недостаточно зрелый для этого таинства, его не допускают до конфирмации. Приватные (частные) конфирмации, если и проводятся, то очень редко.
Все прихожане прихода обязаны исповедоваться. Исповедь принимает пастор. За исповедью следует причастие. Два раза в году прихожане исповедуются и причащаются.

При большом скоплении прихожан, готовых к причастию, проводятся частные причастия.
Официальных причастий в приходе бывает 27 в году, выделяется 27 дней для этого.
Прихожане обращаются к кюстеру с просьбой пройти причастие. Кюстер назначает им дату причастия письменно.
Прихожане очень трепетно относятся к причастию, исключений из общих правил в приходе нет.

По общинам в количественном выражении это выглядит так:
Schaffhausen - 3135, Glarus - 1634, Bettinger - 3325, Basel - 3084, Zürich - 2460.
В целом по приходу - 12638.

Все стороны жизни общины касаются внимания пастора, в том числе помолвка с венчанием и похороны.
В частности, имущественная поддержка детей от первого брака имеет большое значение для вдов и вдовцов, которых в сёлах немало. При этом проводится оглашение такого решения на основании существующего в стране законодательства.
В каждом селе существуют свои обычаи, отличающие его от другого даже в одном приходе. Так, в отдельных сёлах Баратаевского прихода есть традиция стрельбы при венчании, своего рода салюта.
При похоронах службу осуществляет либо пастор, либо кюстер. Служба проводится только в церкви и никак не на кладбище при захоронении.

В курсе он и того, что дома подготовка учениками домашних заданий осуществляется чаще плохо. Даёт пастор и оценку работы школьных учителей. Они преимущественно хорошие. Это отрадно. В архивных документах в анализах органов образования нередко встречала плохую оценку. Значит, в общинах Баратаевского прихода было лучше.
Только вот конференции в этом приходе для учителей не стали нормой жизни, что, несомненно, считалось недостатком.

Под особым пасторским вниманием находится сфера опеки и церковная дисциплина.

Проведение пастором специальных литургий, посещение больных в больницах и на дому, встречи с прихожанами в пасторате - всё это входит в его обязанности, всё это неукоснительно им исполняется. Обращает пастор внимание и на то, как за больными ухаживают в больнице, как за находящимися дома ухаживают их близкие.
В приходе была одна больница в селе Цюрих. Работали в ней врач и акушерка. Оба со специальным образованием, хорошо подготовленные. Опека над больными, стариками и бедными прихожанами осуществлялась в приходе через церковную и общинную заботу. Могу это подтвердить, так как попадались в архиве документы, множество документов, в которых показана конкретная помощь конкретным нуждающимся. А вот специальных заведений для опеки и поддержки нуждающихся в приходе не было. Скорее, они были только в уездных городах...

Работой пастора прихожане были довольны. Ведь это была особая каста людей. Они были очень образованными, воспитывались, как правило, в таких же религиозных, духовных семьях.

У пастора были помощники. Это - Kirchendiener, Küster - Schulmeister. То есть пономари, дьякон - учитель. Их нанимает либо пастор, либо руководитель департамента образования. Никакой иной службы, кроме этой, у них нет. Это, как правило, подготовленные, обученные, грамотные специалисты, отличающиеся особыми нравами и, соответственно, подобающим поведением. Кюстеры (дьяконы) ведут церковные книги, готовят списки коммуникантов, руководят хоровым пением во время мессы и иных богослужений.

Пастор оценивает работу своих помощников хорошо, но вот не во всех общинах прихода они получают должную оценку и по их заслугам.

Как религиозное воспитание, так и обучение детей - архиважное дело пастора. Он в своём анализе отмечает, что с подготовкой чтения у детей дело поставлено хорошо, а вот с владением письмом - плохо.
И в религиозном воспитании не всё одинаково в приходе. Знания Закона Божьего у молодёжи плохие, а вот в церковном пении результаты хорошие.

Что касается количества школ в приходе, то их бы явно не хватало, если бы школьники регулярно посещали её. Пастор выражает надежду, что всё изменится в лучшую сторону.

Но пастора с его помощниками заботило не только религиозное воспитание младшего поколения, но и всего взрослого населения, то есть прихожан. Участие прихожан в религиозной жизни прихода их устраивало, разве лишь излишний шум молодёжи по вечерам. Им бы хотелось видеть молодёжь другой, более смиренной и духовной.

Надо сказать, что в границах прихода и за её границами не было ни духоборов, ни сепаратистов, то есть людей, которые либо отвергали внешнюю обрядность церкви, либо не участвовали в жизни церкви, уклонялись от богослужений, но собирались сами в домах на свои собрания.

Пастор отмечает, что в общинах прихода ещё не изжиты суеверия, что люди верят в магов и чародеев, но религиозных противников нет, и насмешками в адрес церкви население сёл не отличается. Как нет в приходе и обращённых в другую веру.

Вопросы нравственности прихожан тоже забота пастора и других служителей церкви.

Пастор отмечает, что супружеская жизнь идёт в приходе нормально, без трудностей. Убийств детей не наблюдается. Видимо, он имел в виду аборты. А вот внебрачные дети родятся. В текущем году родилось двенадцать.
Отношение к женщине, родившей внебрачного ребёнка, более-менее терпимое, хотя и не лояльное.

В приходе бывают ссоры, судебные разбирательства, судебные процессы, которые рождаются из различных жизненных эпизодов. Бывают и драки, случается воровство, нередки обманы, враньё, жадность, скупость, лень, немилосердность и даже бродяжничество. Одним словом, целый набор пороков. Всё это не проходит бесследно, всё это видит церковь и очень осуждает.

И отношение богатых к бедным бывает разное. Хорошо, что супружеские пары, в целом, живут хорошо. Но часто болезни, эпидемии уносят одного. Тогда растёт число вдовцов и вдов.
Случаются и односторонние супружеские разлуки, а бывают и супружеские разводы. Как и гражданские браки. Вот о разводах и гражданских браках в Немповолжье прочитала впервые. Я в какой-то степени идеализировала жизнь в Немповолжье.

Что касается вопроса воспитания детей и их наказаний в семье, то пастор это оценивает словами «НЕХОРОШО».
Как и отношения детей к родителям, а именно взрослых детей и совершеннолетних к старым и болезненным родителям пастор тоже оценивает как «не очень хорошие», «чаще не очень хорошие».
Забота о приёмных детях тоже разная, бывает по всякому. А вот ситуацию с уважением к старчеству пастор вообще оценивает как плохую.
Для меня это просто откровение.

Тогда как отношение господ к прислуге довольно хорошее. Вот ведь парадокс. Причём взаимно и по-христиански.

Последними в отчёте пастора были фамилии кюстеров и шульмейстеров по всем общинам прихода на 1896 год.

Беттингер - Густав Ройш с 1883 года
Гларус - Вильгельм Бахманн с 1866 года и Рихард Арнольд
Шафгаузен - Иоханнес Арнольд с 1893 года
Базель - Иоханнес Рауш и Фреманн
Цюрих - Давид Бахманн с 1879 года, и Шауфлер

Как много я узнала всего о жизни в общинах Баратаевского прихода! Выражаю огромную благодарность Александру Винтеру за перевод готического текста на латиницу, а Альвинусу Шмидту и Андреасу Идту за перевод с немецкого на русский.

Надо сказать, что отчёт пастора подписал не только он сам, но и члены всех Церковных Советов Баратаевского прихода.
Лейзер из с. Шафгаузен - Leiser aus Schaffhausen
Фейлинг из с. Беттингер - Feiling aus Bettinger
____________________________________________________________________
https://ok.ru/dima.leyzer
Аватара пользователя
d.leiser
Постоянный участник
Сообщения: 262
Зарегистрирован: 01 окт 2013, 16:24
Благодарил (а): 274 раза
Поблагодарили: 437 раз

Религиозная жизнь прихода Беттингер 1896 год

Сообщение d.leiser »

Во время составления отчёта о состоянии религиозной жизни целого Баратаевского прихода, пастором на тот момент (1896 г.) являлся с 1890-1907 гг. Келлер, Рихард (KELLER, Richard). До этого с 1879-1889 гг. пастором в Баратаевском приходе был Давид, Эрнст Теодор (DAVID, Ernst Theodor), речь о котором видимо идёт в этом фрагменте из "Самарские епархиальные ведомости, Самара, №13/1908, стр. 537-544" озоглавленном как "Воспоминания о священнике Петре Георгиевиче Строеве"

Добродушие и желание всем помочь всегда были в характере о. Петра, - это проявлялось не только среди православных, но и среди старообрядцев и даже иноверцев. Так по лету 1887 года Епархиальным Начальством было поручено о. Петру произвести формальное следствие над патером Евангелическо-Лютеранского исповедания – Давыдовым1 из соседней (в 12-ти верстах) немецкой Колонии Панинской и Шафхаузен2. Дело было в том, что немцы, возбуждённые местным «шульмейстером» (нечто в роде дьякона-учителя) против своего патера, не находя удовлетворения себе по суду Московской Евангелической консистории , стали силою с кольями выгонять своего патера из их общественного богатого дома, при чём выбили у него окна, срубили прекрасный фруктовый садик при доме, - дали клятву не обращаться ни за какими службами к патору Давыдову, - в душе желая к себе в патеры «шульмейстера», - одним словом учинили целый бунт, но русская полиция кое как успокоила хотя немного немцев.
Тогда колонисты догодались подать жалобу на своего патера нашей православной Консистории, обвиняя патера Давыдова в том, что он конфирмовал православную девушку русскую, повенчал её с немцем лютеранином, за что, по тогдашнему времени, патеру Давыдову закон угрожал Сибирью.
Положение православного священника среди озлобленных немцев было не из завидных, но природная находчивость Петра помогла ему и тут: стороною от русских и знакомых немцев он узнал, в чём и за чего началось дело, а немцы только и твердили, что они желают «изгнать своего патера колом», патер же не иначе своих прихожан называл, как «русскии свиньи», а этого прозванья колонисты терпеть не могут! Тогда следователь, о. Пётр, разъяснил патеру Давыдову опасность его положения по обвинению и убедил его немедленно подать «в отставку», чтобы успокоить немцев, - а его разъярённых прихожан колонистов уговорил через переводчика, что тогда только он заставит уйти из их прихода патера Давыдова, если они не станут шуметь и бросать колья, а к завету Спасителя Иисуса Христа простятся со своим патером. Обрадовались немцы возможности отделаться от нелюбимого патера и успокоились и даже пошли «объясниться и проститься» с патером Давыдовым в присутствии о. следователя, - при чём патер, в знак примирения, всем колонистам подарил к их удовольствию несколько тысяч «сигар» дорогих. Когда же, спустя сутки, о. следователь читал ответную телеграмму Московской Евангелической Консистории о том, что «отставление патера Давыдова принята и решена» 3, радостные немцы неистово махали своими соломенными шляпами и хвалили русского батюшку, говоря: «а да хорош русский патер, - как скоро он прогнал к шорту (дьяволу) нашего патера Давытку», и на радостях, по окончанию следствия, под о. Петра подали тройку ямских лошадей с бубенцами, и до околицы с поклонами провожали его домой, дав слово не громить больше дом патера!
Разстроенный патер Давыдов одновременно поспешил уехать в своё богатое имение, потому что немцы не позволили и часу остаться ему в общественном доме (собственно казённом, выстроенном ещё при Императрице Екатерине 2-ой, вместе с «Киркою» (храм из камня)4.
Патер Давыдов, напугавшись печального оброта дел, вызвал телеграммой же своих детей: сына, студента богословия из Оксфордского Королевского Университета (в Англии)5, и дочь – институтку из Риги; при чём сын его студент, узнав о добром примирителе, Еланском батюшке, нарочно приезжал после следствия к о. Петру с визитом и со слезами на глазах благодарил о. Петра за христианскую помощь его злополучному отцу.
Сельский бедный русский батюшка просто сказал приехавшему на собственных рысаках в пролётке, из имения, визитёру, что благодарить не за что: «по завету Христа я сделал, что мог, - а вот вам, молодой человек, это урок и скажите своим товарищам, чтобы они свысока не смотрели на бедных русских священников, которые служат Христу со смирением».
Одетый джентельменом студент Оксфордского университета в почтительной позе принял урок от сельского бедного батюшки русского и с безчисленными поклонами отправился в своё богатейшее имение, при чём его кучер, конечно, на много дороже имел на себе костюм, чем Еланский батюшка!
 продолжение тут, только ни как не связанное с колонистами
Стараниями же о. Петра в селе Еланке выстроена на казённый счёт церковно-приходская прекрасная школа, в которой он с усердием занимался, при чём дети, коих он и в приходе всех знал поменно, его любили за простоту и отеческие наставления. Мало того, имея феноменальную память на лица, о. Пётр, к удивлению многих, узнавал по голосу, кто именно из прихожан и из какой деревни приезжал за ним ночью «с требой». Не брезгал о. Пётр входить в нужды прихожан и по житейским делам: он знал, у кого сколько скотины, кто каков домохозяин, многих лечил, чем и как умел, потому что даже и фельдшера не было на все 11 деревень и село.
Народ так привык к своему батюшке, что шёл к нему за советом и по хозяйству, и «покалякать по душам»: не редкость было встретить Еланского батюшку на местных ярмарках выбирающим для своего неопытного прихожанина , по усиленной просьбе, корову или лошадь, при чём опытности Еланского батюшки побаивались плутоватые торгаши – «прасолы».
Не стеснялся работать он и в поле, на покос, на гумне, в огороде и своём садике, а при частых переправах лодкой он управлял не хуже любого рыбака даже в сильную бурю на Волге! Правда, при вспыльчивости о. Петра, была даже в нём как бы и грубоватость в обращении, - например: увидит о. Пётр, что старушки после вечернии остались кучкой в колокольне и суетливо о чём то с жестами разговаривают, увидит их о. Пётр и начнёт пробирать, зачем разболтались в колокольне: «ну, старые, ступайте по домам, ведь всё сидите да рядите своих детей да снох»; старухи спешат зычного окрика батюшки поскорее убраться «по добру, по здорову», - но никто о. Петра за это не осуждал и даже уважали за это, потому что, наверное, инстинктом чувствовали его прямоту сердца и незлобивость. За то и любили прихожане о. Петра так, как дай Бог, каждому.
В голодный 1891-ый год о. Пётр исхлопотал на дающих прихожан своих на все деревни «столовую» на тысячи человек, не боясь труда и отчётности, лишь бы накормить голодных, когда же вышла «заминка» в доставлении денег на столовую от бывшего там Земского Начальника г. Ш-?, то он, не видя другого исхода (кормить было надо каждый день 3 тысячи), решился дать телеграмму Губернатору о положении столовой и средства сразу явились. За то и благодарили голодные о. Петра за его труды и заботы о них, потому то без столовой многие рисковали умереть с голоду.
Новый Преосвящённый-Гурий, узнав о трудах Еланского батюшки, желая дать возможность о. Петру отдохнуть от трудов в более обезпеченном приходе и спокойном (без деревень), перевёл о. Петра в соседний (в 10-ти верстах) приход с. Казённой Маянги, хотя об этом о. Пётр и не думал, предполагая умереть в своей Еланке у нового, дорогого ему храме. Безропотно подчинился о. Пётр воле Владыки, но не без слёз, конечно, прощался со всей почти родной паствой и устроенным его заботами храмом, а также со своими руками разведённым садиком и огородом. Плакали навзрыд и все прихожане, провожая своего доброго батюшку, приходили за благословением множество его крестников и крестниц, некоторые позже были почти на свой счёт и поженены; приходили толпами старообрядцы и отвешивали батюшке «поклоны по уставному», а школьники дети провожали своего «доброго и ласкового батюшку» за озеро в луга, до большой дороги.
Стал так же усердно трудиться о. Пётр и в новом Михаило-Архангельском приходе села Казённой Маянги, где он организовал церковное попечительство, устроил добропорядный на первое время хор, а сам благоговейным, отчётливым служением и простотою и задушевностью обращения с народом привлёк на свою сторону даже самых холодных к посещению храма Божия маянцев: видимо , молящихся в праздники за службами церковными всё прибывало. Но духовная связь прежних прихожан с о. Петром не прерывалась до самой его смерти. Так через год по уходу о. Петра в Еланке сгорел наполовину новый храм от оставленного сторожем незатушенного огарка в кадильных углях. Приехали со слезами и горем своим церковные попечители Еланские к «своему батюшке», о. Петру, в Маянгу: он сказал в ближайший праздник новым прихожанам прочувствованное поучение с приглашением помочь соседям в востановлении полусгоревшего храма Еланского. Он же убедил местного жителя богатого в Маянге, Григория Аверьяновича, пожертвовать целый плот лесу на Еланский храм, купить облачения и устроить там иконостать. С тех пор о. Пётр, видя доброе сердце у Григория Аверьяновича, посторался его провести в церковные попечители, так человек энергичного и умного, а через три года уговорил прихожан избрать его и в церковные старосты, предполагая в нём будущего украсителя местного храма.
На самом деле угадал о. Пётр и убедился, что не ошибся в Григорие Аверьяновиче Бурмистрове, который вскоре же, по благословению и просьбе своего батюшки, устроил на свой счёт в 10 тысяч новый иконостас, привёз в три тысячи рублей колокол на новую, им же отстроенную колокольню, над которой поставил дорогие зеркальные кресты.
По просьбе о. Петра Гр. Ав. Бурмистров устроил в Маянге каменную, в семь тысяч рублей, церковно-приходскую школу, а старое здание церковной сторожки из Маянги перевёз, купив её у общества, в село Алексеевку (Косыревку) прежним прихожанам о. Петра, - там, прибавив нового лесу, устроил он хорошую церковно-приходскую школу на радость Косыревцев, у коих до того времени ен было никакой школы. Для души спасения уговорил о. Пётр благотворителя Григ. Авер. с его супругой съездить на поклонение ко св. мощам угодников Киевских, - после чего г. Бурмистров, по благословению своего любимого батюшки, многими деньгами помогал новостроющимся соседним храмам, а в деревне Бельковке, близ Столыпинских серных вод, устроил на свой счёт, новый полукаменный храм в 25 тысяч, да в деревню Плетнёвку за Волгой, Вольского уезда, пожертвовал старую церковь с. Гляной Маянги, купленную им у общества, за устройством её за три тысячи. И до сих пор Григорий Аверьянович с супругою Степанидой Леонтиевной, как бездетные, благодетельствуют и помогают бедным храмам во спасение душ своих, сердцем благодаря уже умершего «своего батюшку» о. Петра за то, что только он один сумел направить их старания и капить на добрые дела и украшение св. храмов, а раньше они только копили капитал, сами не зная для чего.
Слушался о. Петра Григорий Авер. как добрый сын своего любимого отца, почему и называл его всегда «папашенькой», который наставлял его только – на дела милосердия ближнего.
Так в смутное время, по лету и осени 1905 года, соседи немцы колонисты увезли из посевов Григор. Авер. десять тысяч рублей хлеба, в снопах; сгоряча г. Бурмистров вызвал казаков и полицию, но когда об этом узнал о. Пётр, то уговорил своего духовного сына «ради Христа Спасителя и для души своей» не делать кровопролития, простить голодных немцев, тоже крещённых». Тогда Григ. Авер. вызванных казаков, с уплатою им содержания, через заявление начальству попросил уехать, объявив, что «немцев голодных он прощает и дарит им свой хлеб». С радостью пришёл после того Григор. Авер. к о. Петру, говоря: «благодарю вас, папашенька, что сделали меня с праздником, сердце радуется, что так обошлось, а то бы было кровопролитие, немцы гордые, они бы не послушались уговоров, Бог с ними. Так, вместе со своим батюшкою, он радовался и благодарил Бога – видимо доброе сердце и воля согревают своею добротою и других!
 продолжение тут, только ни как не связанное с колонистами
Двенадцать почти лет трудился о. Пётр в Казённой Маянге, где его так же полюбили за его «душевность». Своим прямым характером о. Пётр на окружных съездах духовенства неоднократно решался идти с меньшинством голосов, если видел на их стороне правду, и безсомненно всем в глаза говорил правду, через что при прежних благочинных у него выходили служебные «недоуразумения», так что только за четыре года до смерти своей, о. Пётр получил, по благославению Преосвященного нашего Константина, ?свет?дальный наперсный крест
«за ревностные труды Церкви Божьей»
Епархиальное начальство в течение прежних лет службы о. Петра присылало неоднократно к нему «на исправление» штрафованных священнослужителей и псаломщиков. Сколько с ними сделал горя и заботы о. Пётр, - это известно только Богу да ему, покойному труженику для ближних. За то многих довёл он до раскаяния и трезвости, за что многие и до сих пор благодарят о. Петра и, несомненно, помянут его душу за упокой, узнав об его смерти.
Так же усердно занимался и старался быть полезным своею опытностью в жизни и знанием психологии людей о. Пётр с окончившими курс Семинарии псаломщиками, коих у него пребывало, по нескольку лет, четверо.
В семействе своём принимал их о. Пётр как родных, одного, захворавшего тифом перевёз к себе в дом и с опасностью заразиться, ухаживал за ним в течении двух месяцев до его полного выздоровления, посылая в город за доктором на свой счёт. Из них трое и теперь священствуют, двоим Бог привёл хоронить о. Петра и говорить над ним прощальное слово, где они вспоминали заботы отеческие о них во время их молодости и со слезами возносили за него молитвы к престолу Божью. Да и было за что поблагодарить! Хорошо помню, что о. Пётр на своих лошадях за двоих «богословов» - псаломщиков ездил и сватать невест вместо отца, потому что один «богослов» был сирота, ныне умерший уже в иерейском сане, а другой уроженец дальней северной Губернии от бедных родителей. О. Пётр заботился об их интересах как настоящий отец женихов – «богословов», да и после он не отказывал им, уже вступившим в жизнь, своим отеческим советом, как жить, служить Богу и людям и уметь управлять собою и семейством.
За последние годы горько сокрушался о. Пётр, будучи уже больным, о всеобщем упадке веры, о настроениях бедной родины, о происходивших постоянно смутах и погоне за наживой, а так же о несчастных калеках солдатиках, вернувшихся с последней тяжёлой войны, - солдатикам он и сам помогал, и других располагал к жертве на них, убитых же на войне поминал за каждым Богослужением поимённо.
Обижался за последнее время о. Пётр и на своего младшего сына, который, по окончании курса Семинарии Духовной, не пожелал идти, по примеру отца и старшего брата, на духовное служение, а подчиняясь новомодному течению, ушёл учиться в университет, почти против воли своего престарелого родителя, но и в эти последние тяжёлый дни настроения и непослушания уже тяжко больной о. Пётр не роптал, а говорил, умирая «будет во всём Воля Божья»!
Перед смертью о. Пётр пожелал пособороваться, простился с прихожанами, благословил семейных и друга своего «Гришу», как он называл г. Бурмистрова и «Стешу», супругу г. Бурмистрова и на их руках 6-ого сентября м./г. Предал свою душу, будучи 63-лет от роду.
Мир праху твоему и вечное упокоение в царстве Божьем дорогой наш труженик отец Пётр!
«Собрат почившего».

Общий комментарий (без каких-либо докозательств) от Д. Лейзера:

1 руссофицированная фамилия патора Евангелическо-Лютеранского исповедания Давид, Эрнст Теофила (DAVID, Ernst Theophil), который в 1887-ом году, а точнее с 1879 по 1889-ые года в Баратаевскоем приходе служил пастором.
2 от колонии Шафгаузен до Панинской чуть более 12-ти вёрст, на растоянии этих двух колоний находились колонии (Цюрих, Базель, Баратаевка, Гларус), входившие в Баратаевский приход, где пастором был Давид, Эрнст Теофил.Возможно, что автор также имеет ввиду растояние в 12-ть вёрст от селения Еланка, где отец Пётр был священнослужителем и до немецкой колонии Шафгаузен.
3 Возможно это решение было вынесено уже в 1889-ом году (полтора года спустя?), ведь пастор Давид, Эрнст Теофил служил в Баратаевском приходе с 1879 по 1889 гг. После его отстранения, проходит 2 года, прежде чем он снова востанавливается в правах священослужителя, ведь уже в 1891-ом он служит пастором в колонии Гнадентау (1891-1892 гг.), а после в колонии Бальцер (1893-1903 гг.).
4 во время «спешки», видимо озлобленный пастор прихватил собой, а может и уничтожил (а может и по какой-то другой причине) метрические книги своего прихода. Ведь удивительно, что имено за время его священнослужения по колониям, входивших в Баратаевский приход, не сохранилось метрических книг. Что же касается «Кирки», то первой каменной церковью прихода стала кирха Святой Троицы в Шафгаузене, построенная в 1832 г., уж явно не при Екатерине Второй.
5 Давид, Карл Эмиль (Эрнст) Теодор (DAVID, Karl Emil Theodor) также был пастором по стопам отца и деда, и действительно с 1887 по 1892 годы был студентом богословного факультета, только не Оксфордского (в Англии), а Дерптского университета, в том самом городе (Дерпт - совр. Тарту, Эстония), где он и родился.
Лейзер из с. Шафгаузен - Leiser aus Schaffhausen
Фейлинг из с. Беттингер - Feiling aus Bettinger
____________________________________________________________________
https://ok.ru/dima.leyzer
Ответить

Вернуться в «Bettinger (Беттингер) / Баратаевка»