Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Что и где почитать о немцах Поволжья: книги, средства массовой информации, библиотеки.

Понравился ли Вам Альманах?

Очень понравился.
24
60%
Неплохая книжка получилась.
7
18%
Ожидал большего.
0
Голосов нет
Еще не держал в руках.
9
23%
 
Всего голосов: 40

Аватара пользователя
Andreas Raith
Постоянный участник
Сообщения: 2252
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 00:13
Благодарил (а): 3265 раз
Поблагодарили: 3689 раз

Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Andreas Raith »

Как купить:
В России:
Осталось 7 шт. Пишите на almanach2015@mail.ru

В Германии:
Альманах в Германии можно заказать у Валерия Шекка.
Для этого необходимо выслать Валерию ваш почтовый адрес и E-mail.
Стоимость альманаха в Германии 15,50 €, пересылка входит в эту сумму.
Деньги необходимо перевести на счёт сайта:
Andreas Idt
IBAN: DE05701100883063032103
BIC: PBNKDEFF
Postbank München
Обязательно с пометкой “ Almanach - <Тут указать вашу фамилию и имя>”.

Приятного чтения!



Уважаемые форумчане!
Альманах отпечатан в Австрии 13 июня и сегодня тираж прибыл к Валерию Шекку.
Он первый, кто воочию увидел наш результат, который, по его словам, ему очень понравился: качественная печать, качественная бумага и работа вёрстки.

Первые фотографии внешнего вида Валерий тоже любезно выслал.

В таких коробках он прибыл.
Титульная сторона и корешок.
Изображение

Титульная и обратная стороны альманаха.
Изображение

Ещё раз напоминаю тем, кто ещё не дал свой адрес для отправки как Валерию (по Германии), так и мне (по России), — сделать это в самое ближайшее время.
А также хочу напомнить авторам альманаха, которые ещё не внесли обещанный платёж за свои экземпляры, сделать это.

Теперь только могу пожелать всем набраться терпения и дождаться своего экземпляра (-ров).
Приятного чтения!
Последний раз редактировалось Andreas Raith 20 ноя 2015, 18:30, всего редактировалось 3 раза.
Заказ книги: zuerich-history@mail.ru
Аватара пользователя
Andreas Raith
Постоянный участник
Сообщения: 2252
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 00:13
Благодарил (а): 3265 раз
Поблагодарили: 3689 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Andreas Raith »

Наталия, я знаю, что написание даже крохотной рецензии - это всегда трудно. Нужно не просто прочесть произведение, а подчас и буквально "влезть в шкуру автора": понять его намерения, чувства, цель, с которой он писал. А потом написать так, чтобы это донести, не расплескав, до читателя. А по сути - написать новое художественное произведение. Эта творческая работа отнимает много душевных и творческих сил, связана и с бессонными ночами и с постоянно ускользающей ветреной Музой.
Большое тебе спасибо, что взялась за этот труд, столь нам необходимый!

По Цюриху, её церкви и истории: я ими живу и дышу. Спасибо, что смогла увидеть и общность повествования и тот душевный трепет, который выплеснули на бумагу молодые парни, побывавшие на отлитии колокола. Я ведь тоже туда собирался. Позвонил тёте, та говорит: "Ух ты, в твоей жизни будет отливка колокола!" Но не успел с визой. А у ребят осталась в душе отливка колоколов.
Заказ книги: zuerich-history@mail.ru
Костромичка
Постоянный участник
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 19 май 2011, 18:05
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 604 раза

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Костромичка »

Andreas Raith писал(а):Наталия, я знаю, что написание даже крохотной рецензии - это всегда трудно. Нужно не просто прочесть произведение, а подчас и буквально "влезть в шкуру автора": понять его намерения, чувства, цель, с которой он писал. А потом написать так, чтобы это донести, не расплескав, до читателя. А по сути - написать новое художественное произведение. Эта творческая работа отнимает много душевных и творческих сил, связана и с бессонными ночами и с постоянно ускользающей ветреной Музой.
Большое тебе спасибо, что взялась за этот труд, столь нам необходимый!
Андрей всё очень правильно написал! *BRAVO* Наталия, я тоже присоединяюсь к словам благодарности Андрея! Спасибо Вам за этот титанический труд! Действительно, очень необходимый нам! С большим интересом читаю все Ваши сообщения по этой теме!
Наталия писал(а):Сегодня я хочу отозваться сразу на три работы альманаха. Ведь все они посвящены церкви Цюриха. Будто мостик перекинут из прошлого в сегодняшний день.
Мне показалось очень знаковым то, что все три работы расположены подряд. Одна сюжетная линия, всё переплетается: и радость от возведения церкви в 19 веке, и трагедия 20 века, и волнение от нынешних перемен. Я бы сказала о том, что мостик перекинут не только из прошлого в настоящее, но тянется он и в будущее... История церкви не закончилась тогда, когда были сброшены крест и колокол... Она продолжается и сейчас, в 21 веке: церковь преображается, снова звучит колокольный звон, продолжают свой бег и часы. И при всех этих преобразованиях вольно или невольно начинаешь думать о будущем! О светлом будущем!
С уважением, Светлана.
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19816 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Наталия »

Сегодня один из экземпляров альманаха БЕРЕГА торжественно вручила городской библиотеке на очередной встрече писательской организации ЗВОННИЦА в г. Пионерский Калининградской области. Все были в восторге от нашего издания, каждый подержал его в руках и записался на очередь, чтобы взять его в библиотеке и прочитать. Ведь я на каждой встрече им что-то обязательно рассказывала о российских немцах. Рассказала, как альманах создавался, кто его авторы. Рассказала о нашей небольшой команде, два из которой - москвичи, а двое других - из Калининграда. О помощи и поддержке форумчан, которые вдохновляли нас на доброе дело и которых мы тоже "заводили".И не только вдохновляли, но и ПОМОГАЛИ. О географии авторов. Ведь альманах создать с участием авторов из нескольких стран - дело,на взгляд моих коллег по "цеху", непростое. Многого им не рассказала, но подумала - как слаженно мы работали весь год с Андреем Райтом. Всё до мелочи обсуждали( хотя в таком деле мелочей нет), и всегда приходили к единому мнению. И как дальше подхватили эстафету другие. Выдержанно, спокойно, без упрёков продолжали работать, чтоб каждый автор и каждый, кому альманах был предназначен, получил его вовремя. Продолжали работать и исправлять случившееся непредсказуемое недоразумение. Спасибо всем, кто принял наш альманах, спасибо за понимание и терпение, за благородство и соучастие.
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Аватара пользователя
Alex Brester
Модератор
Сообщения: 1843
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 12:45
Благодарил (а): 986 раз
Поблагодарили: 3380 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Alex Brester »

Из отзывов об Альманахе.

Я заказывал 4 экз. Один для родителей. К моему удивлению, от мамы книга пошла по рукам, причем не только тех, кто имеет отношение к немцам, а вообще (мама учитель - на работе коллегам почитать давала). Люди очень тепло отзываются, многие со слезами на глазах, особенно немцы (хотя большинство к своей истории относятся так себе, но слов и истории из детства трогают их, возрождают воспоминания о бабушках и дедушках). Я могу очень спокойно относится к истории нашего народа, мне не передалась боль и многое я воспринимаю как историческую данность. И я очень удивлен, как трогают людей многие моменты нашей книги. Как и тем, что её берут почитать разные люди у мамы теперь.

Такие дела.
Тереза
Постоянный участник
Сообщения: 500
Зарегистрирован: 11 янв 2012, 17:26
Благодарил (а): 1511 раз
Поблагодарили: 804 раза

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Тереза »

Alex Brester писал(а):как трогают людей многие моменты нашей книги
И у меня книга "пошла по рукам"... И, как правило, прочтение пробуждает свои воспоминания и истории с немцами.
Аватара пользователя
VovkaKak
Постоянный участник
Сообщения: 5298
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 17:14
Благодарил (а): 13193 раза
Поблагодарили: 12042 раза

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение VovkaKak »

Моим близким Альманах очень понравился, т.к. они далеки от интернета и не избалованы подобными повествованиями. А в нём собрана боль многих и многих, что было им особенно интересно почитать и сравнить с собственной судьбой.
Очень интересен стал Альманах и для одного моего аргентинского знакомого.
А недавно очень заинтересовалась книгой моя русская знакомая из Энгельса и, благодаря появившейся из-за брака возможности купить Альманах себе, с радостью это сделает!
Так что не всем нужна литература *PARDON* Сознаюсь и про себя - в первую очередь читаю именно не литературные статьи, а литературу оставил на потом :-[ Дело в том, что хоть я и начитался воспоминаний, но для меня важна конкретная "привязка" к конкретной местности, её описания и т.п. за что можно зацепиться в поездках, поискать, посмотреть ... *YES* А конкретность как раз лучше вылавливать в воспоминаниях, чем в "литературе" *PARDON*
Последний раз редактировалось VovkaKak 06 окт 2014, 07:38, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
админ
Администратор
Сообщения: 4527
Зарегистрирован: 25 дек 2010, 21:11
Благодарил (а): 1943 раза
Поблагодарили: 50670 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение админ »

Я вынужден был удалить последние несколько сообщений, т.к. они не относятся к обсуждаемой теме. Есть правила и давайте им следовать. Кому они не нравятся, тому рекомендую найти себе более подходящую площадку для проведения досуга.
Админ
Аватара пользователя
Матыцина Лидия
Постоянный участник
Сообщения: 695
Зарегистрирован: 23 мар 2011, 02:54
Благодарил (а): 1505 раз
Поблагодарили: 1962 раза

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Матыцина Лидия »

Вчера в День памяти жертв политических репрессий состоялось представление моей книги и альманаха " Берега" в нашем районном музее. Помещаю снимки с этого события.
Изображение
Рассказываю об АЛЬМАНАХЕ.
Изображение
Альманах подарен районному музею.
колония Бангердт: Steinhauer, Huber, Otto, Gammel, Schroeder, Schmidt, Heinz, Kling, Helmuth, Pinekenstein, Peil,Spaet.
колония Байдек: Korbmacher, Spomer
колония Бальцер: Mai.
фамилия Roht/ Roth/ Rutt/ Ruth (русский вариант- Рут)
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19816 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Наталия »

Вот я и возвращаюсь на нашу страничку. Была пауза с моей стороны. Первое - это отъезд из дома, где находится моё привычное место, где хорошо думается и пишется. Второе - это осмысление того, что произошло здесь, что послужило причиной удаления части моих размышлений об АЛЬМАНАХЕ. В сохранении памяти, как и в сборе средств для строительства святого храма , важно каждое слово. Как часто мы читаем: " Церковь строили всем миром". Это значит, что каждое пожертвование значило для него многое. И тысяча - от богатого, и копеечка - от бедного. Главное - это состояние души человека, кто жертвовал. Так и в сохранении памяти. Важен и шедевр высокой литературы, и не менее важно простое слово. Ведь оно выстрадано, оно касается родных людей, которых ты знал, которые тебе дороги. Великий Пушкин, чтобы написать о крестьянском восстании под руководством Пугачёва, отправился в Оренбургские степи. Там он встречался с простыми людьми, чтобы и их глазами увидеть то, что произошло на нашей земле. Жаль, что он не добрался до поволжских колоний, не повстречался с нашими поволжскими немцами, не послушал их рассказов (хотя он не владел немецким, насколько я помню). Случись такое, возможно, его повествование было бы другим или бы появились другие краски в них. Но я о Пушкине здесь вспомнила не для этого, а для того, чтобы ещё раз подчеркнуть, как важно для сохранения памяти каждое живое слово. А может ли быть оно ещё живее, если оно написано потомками тех, о ком идёт повествование, если оно написано теми, кто знал их, жил рядом, любил их и жизнью своей им обязан.
Вот и Лоскант Светлана - одна из них. Она - одна из немногих, которая сохранила и описала рассказы своих близких старшего поколения. Её пример - образец для тех, кто ещё не поделился тем сокровенным, что хранит память.
Случай с возвращением коровы-кормилицы в семью в страшном и голодном 42-ом году было счастьем для Христины. Этот случай спас жизнь и ей, и её детям. Читая, радуешься и думаешь, как человек зависим в нашем непростом мире, а в годы испытаний особенно.
Второй рассказ поведал о безумии тех русских, которые теряли своих близких на фронтах, о их жестокости по отношению к бедной девушке, российской немке Вильме, своим трудом приближавшей победу. Страх за поломанный солдатами комбайн ей в наказание, неотвратимую тюрьму и расстрел за «вредительство» мобилизовали её последние силы. Она, "раздирая в кровь руки и ноги, практически на ощупь, ползала в пшенице". Но трагедия миновала. Всё-таки, зачастую рядом оказывались и хорошие люди.
Коротенькие зарисовки воспоминаний авторов альманаха «БЕРЕГА» дополняют наше представление о жизни близких и дорогих нам людей.
Читая сведения о Майере Викторе Фридриховиче, сразу же «наткнулась» на прииск Айдерля Чкаловской области. А ведь это слово «Айдерля» мне знакомо с раннего детства. На станции с таким же названием той же Чкаловской области мы, депортированные из Бузулука в Кваркенский район, делали остановку. Там шла проверка нашего имущества органами НКВД. Немало слёз там было пролито дорогими мне людьми. И обратно, возвращаясь в декабре 44-го, на этой же станции был у нас ночлег, а я, трясясь от страха, прижималась к своей маме. Вот как мир тесен. Но это – к слову.
Рассказ В.Майера о начале войны и депортации настолько подробен – ведь ему пересказала это очевидец тех событий. Сообщение о депортации изменило всё в сознании людей. Даже берег Волги стал другим, вода стала другой. Страх стал частью каждого. Как же мне это всё знакомо. Воспоминания завершаются мечтой посетить тот берег Волги, который остался там, в России, в юности. Новый берег реки, уже Рейна, ближе и доступнее, но мысль через время и пространство снова уносится туда, в родное и неповторимое Поволжье.
Читаю и перечитываю альманах. Много думаю о прочитанном. Бередят эти простые строки самые глубинные чувства души и сердца. Пройдёт время, и я уверена, рассказы эти будут живыми свидетельствами той поры и не будет им цены. Они уже теперь бесценны.
Продолжение следует.
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19816 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Наталия »

Когда уже войдёшь в этот поток размышлений, трудно сразу выйти из него. Тебя несёт дальше, душа «просит» самовыражения, рука тянется к «мышке», как раньше она тянулась к бумаге.
Всё переплелось в моей голове. Поездка, из которой я недавно вернулась, всколыхнула всё. Пишу и ПУТЕВЫЕ, и возвращаюсь к старым размышлениям. О нашем АЛЬМАНАХЕ, о времени том, когда он создавался, но главное - душа впитывает то, что поведали авторы, именитые и не очень, мастера слова и начинающие. Но каждый хорош по-своему. Читаешь одних, радуешься той непосредственной искренности и живым картинкам прошлого, которые воспроизводят ушедшее время, читаешь других, восхищаешься совершенным слогом, мастерством или огромным потенциалом познания и исследования. Но все говорят, рассказывают об одном. О нашем многострадальном народе. Вместе пишется огромное ПОЛОТНО.
Весёлой сказкой назвал своё повествование Эдмунд Матер. А я бы назвала её самой грустной и печальной изо всех сказок, которые я когда-либо читала. Написано образно, талантливо, подлинно, чистосердечно и искренне. А каждое слово – «не в бровь, а в глаз». Действительно так: « Настоящего же Немого кочевника можно узнать только по огромным мозолям на теле» и добавлю « по шрамам в душе».
Спасибо Эдмунду Матеру за эту короткую, но такую ёмкую летопись жизни наших «НЕМЫХ».
Переворачивая страницу альманаха, хочу сразу же выразить одобрение Лидии Матыциной за то, что уже с молодых лет начала делать записи рассказов своих дедушки и бабушки о жизни в Поволжье, мечтая уже тогда издать книгу по их воспоминаниям. Молодец, Лидия! Добрый пример теперь уже для сегодняшних молодых. Сколько нами не расспрошено, не узнано и не записано из того, что тогда услышано. Спасибо памяти, которая возвращает из своих закоулков то, что в них хранилось вот уже 70 лет.
В память о колонии Бангердт
Автор любуется родной колонией, не может надышаться воздухом её, пронизанным духом предков. Как знакомо мне тоже это чувство. После посещения Немповолжья запомнился мне рассказ местной о том, как беженцы в 1941 году, прибывшие из оккупированных мест, старались занимать домики поменьше – нечем было отапливаться. И вот в подтверждение этого читаю у Лидии Матыциной, что был вырублен полностью фруктовый сад на дрова. Плакала тогда (да и плачет до сих пор) не только Волга, плакали и яблони от боли и утраты. Село уменьшилось, былая красота ушла, но встреча автора с когда-то потерявшими родину произошла и многое дала Лидии.
Как больно осознавать, что записи местных краеведов (если выражаться современным языком) той далёкой поры утрачены. Отрадно только, что любознательная девочка Лида слышала от своего деда эти пересказы. Интересно бы поподробнее узнать о Гейнрихе Филиппе Губере, который вёл эти записи, а до него его отец, дед и прадед. Очерк о колонии Бангердт – добрый пример всем нам. Ведь автор много работала с архивными документами, откуда и узнала об истории колонии, о её развитии и о её потери.
«Две скрипки. Две судьбы». Рассказ о них – дополнительная картина к описанию судеб российских немцев, их духовности, талантливости, трудолюбия.
Продолжение следует.
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19816 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Наталия »

Перелистываю странички драгоценного издания, перенёсшего в своём младенческом возрасте столько невзгод и познавшего такую необыкновенную заботу. Отдельные имена его спасителей стоят в титрах, о других там только чуточку написано в предисловии, про других нет ничего и вовсе, но они, безымянные, трудятся, чтобы поставить, наконец, большую точку в непростой истории рождения нашего АЛЬМАНАХА. А я продолжаю слова писать (Неблагодарное это дело. Кто-то скажет, а кто-то подумает "Одни работают, а другие только болтают". Тогда это про меня). Но ведь кому-то и этим делом заниматься надобно. Чтоб иногда вспомнили наш АЛЬМАНАХ, брали снова его в руки, прикасались к описанным авторами историям.

Елена Маурер
«О бабушках и дедушках»

Все авторы в своих воспоминаниях пишут о старшем поколении, вынесшим все невзгоды тяжёлых лет. А вот Елена Маурер в своей небольшой зарисовке выделила ОСОБО роль бабушек и дедушек в нашей судьбе, судьбе рождённых до войны или накануне её. И это правильно и поистине мудро.
Умудрённые жизненным опытом, выросшие в более благоприятное время, но тоже хлебнувшие немало на своём веку (революция, гражданская война, раскулачивание, сталинский террор), наши бабушки и дедушки терпели новые тяготы, оберегая, как могли, своих внуков. Они были нашими кормильцами и нашими первыми учителями. Благодаря им мы познавали все премудрости жизни. Мы им обязаны всем и даже своей жизнью. Наше счастье, что рядом были они. Вот об этом работа Елены Маурер. Читая её строки, каждый вспоминает свои истории, тёплые и добрые руки бабушки, труд дедушки, незамысловатую еду, которая спасала нас от голода. Вспоминает, отдавая дань памяти нашим умным, мудрым, щедрым, добрым, которые были нашими спасителями, заменяли нам отцов и матерей. Мы в долгу перед ними. Каждой и каждому из них можно посвящать не страницы, а целые книги, множество книг. В прозе ли, в стихах – не важно. И передавать детям своим, внукам своим эту память.
Хочу напомнить. То, что я пишу, это – не рецензия и не отзыв, это просто мои размышления, к которым я прихожу, открывая и читая альманах. А разве не для этого он написан? Цель книг, на мой взгляд, и состоит в том, чтобы пробуждать в наших душах и сердцах то, что должно составлять наш стержень, нашу основу.

Альберт Обгольц
Уже читая сведения о нём, задумываешься о том, чего человек может достичь в жизни своей благодаря своему труду, упорству, своему характеру и своему интересу к познанию.
Врач по образованию и призванию, немец по национальности, католик по вероисповеданию пишет о Пушкине, о Лермонтове. Да не просто о них, а ищет в их судьбе немецкий след. Его двухтомник «Русские писатели и немцы России» - это уникальный исторический материал, отражающий роль российских немцев в судьбах великих русских поэтов и писателей.
И вот новая задумка. Поиск новых имён. Российские немцы, ставшие медиками и служившие родному Поволжью и России, должны быть все названы поимённо. Нет задачи благородней этой. А мы, счастливые обладатели альманаха «Берега», первыми знакомимся с фрагментом будущей книги.
«Уроженцы Поволжья, окончившие медицинский факультет Дерптского университета» - так называется работа А.Обгольца.
Перед нами немалый список немцев-медиков. А кроме этого и анализ статистических данных. Возле одних фамилий – короткие данные. Когда родился, когда окончил Дерптский университет, кем и где работал, когда умер. Скупые строчки. Но эти сведения нужно было отыскать. Где? Разумеется, в архивах, в различных редких публикациях. Это важно для истории, а также не менее важно для отдельных авторов генеалогических изысканий. Но среди короткой информации возле большинства фамилий встречается и более подробная. Скажем, описание пути Петера Галлера, уроженца колонии Шиллинг (что мне вдвое приятно, мои Зиннеры оттуда же). Петер Галлер стал профессором, опубликовал 92 научные статьи по медицине, он же – автор мемуаров о жизни и быте колонистов. Редкие из нас – не читавшие его мемуаров.
И вот ещё один профессор, доктор медицинских наук, наш современник Альберт Обгольц обращается к перу, чтоб воссоздать часть забытой истории, редких её страниц из жизни российских немцев, за что ему честь и хвала наша.
Продолжение следует
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19816 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Наталия »

Райт Андрей
«Пять мифов о немецком Поволжье»

Была сделана некоторая пауза в моих размышлениях вовсе не потому, что мне нечего сказать было сразу об этой работе. Вовсе нет. Размышлений - хоть отбавляй. Почему-то захотелось ещё немного подумать о прочитанном.

«Брошенному полю снится
Твёрдая саксонская пшеница.
Плачет она ВОЗЛЕ бездорожья
О судьбе немецкого Поволжья»


Тут я для ритма одно слово заменила. Пусть простит меня автор, но это - не главное. Этот эпиграф мне как своеобразный тест. Выдержишь экзамен – проходи. Не поймёшь с самого начала – что к чему – лучше не суйся. Тут я и призадумалась. Читая это четверостишье, размещённое в работе автором, я стала осознавать, что ТАМ – всё живое. Там – это в нашем Поволжье. Волга – живая. Она в своих водах столько хранит загадок и тайн. Она всё помнит. Вода всё помнит. Волны её много могут рассказать – только научись их слушать. Вот теперь и поле тоже. Как же я про него забыла. Ведь на поле наши более всего были. Приехали в том далёком 1764-ом и сразу пошли в поле, посмотреть, какое оно. Правда, тогда ещё была степь. Но они ЕГО видели и в той степи. И уезжая (не по своей воле), прощались прежде с ним, а не с домом. Потому как ОНО и было их домом. Поле тоже живое, земля помнит всё. И руки ИХ помнит, и заботу их забыть не может, и их любовь к ней. Только через их любовь к той земле можно понять наших хлебопашцев, про которых легенды да мифы слагали, развевая их по всему белу свету. Хочешь верь – хочешь не верь, только вот результат был всегда высшей пробы. Кому же, как не их потомку, хотя б и из столичного града, ни порассуждать об этом.
Итак, в чём же секрет богатства поволжских немцев? «...владели...большими площадями, потому и богатели...», - говорили тогда . И гуляют эти «30 десятин», которыми, якобы, каждый немецкий хозяин тогда владел, до сих пор из работы в работу, из статьи в статью. «НЕТ», - доказывает Райт. «Надо дать» - это ещё не значит, что дали каждому. «Деревянной русской сохой» тридцать не могли они обработать в тех далёких от нас 1764-1767гг.
А подтверждение этого опровержения Райт находит в известной работе «Einwanderung in das Wolgagebiet 1764-1767». «Первые колонисты обрабатывали земли, сколько могли». И только через 30 лет, когда этой земли стало не хватать (семьи выросли), начали новое межевание в виду возникших земельных споров. И это не голословно – автор называет реально существующие дела, архивные дела, хранящие множественные факты. Автор приводит и другие доводы, подкреплённые документами. Автор анализирует, исследует. Для чего? Чтобы этот первый миф опровергнуть и веско сказать, что причина-то богатства - «каждодневный изнурительный труд колонистов». А я бы ещё добавила и ЛЮБОВЬ К ЗЕМЛЕ. Ну, никак и тут без любви к ней-кормилице не обходилось.

Вторым мифом были новые сорта пшеницы, якобы привезённые первопоселенцами из Германии тогда в 1763-1766гг. А отсюда и чудо-богатства. Подтверждал этот миф даже Вавилов. Но автор и его опровергает вескими аргументами, произведя нужные расчёты. Ни один исторический документ не упоминает, что колонисты везли с собой мешки с зерном. Мешки – не иголка в сене, да и где бы они эту пшеничку хранили той зимой, когда жили в русских крестьянских избах? Более того, автор написал, откуда выросли у этого мифа «ноги».
До чего же интересно читать, как А.Райт развенчивает и этот миф, как и первый!!! Опять вывод – труд и любовь – вот причина богатства. Как же полезен этот вывод для сегодняшнего времени. Хотите жить достойно, трудитесь много, рискуйте, когда это необходимо, и любите своё дело.

Третий миф связан с конкретным сортом пшеницы, который давал баснословные урожаи. Это – белотурка. Эта часть работы Андрея Райта – просто настоящее исследование ( не менее и все остальные), где аргументы черпаются и из истории, и из лингвистики, и даже из истории музыки.

Четвёртый миф констатирует богатство и благосостояние из-за экспорта пшеницы за рубеж. Да, - подтверждает автор, пшеница поволжских немцев действительно экспортировалась за рубеж. И описывает все её достоинства, подкрепляя их высказываниями Вавилова и примерами, которые описаны в литературе. Да, это не миф, это правда. Историческая правда! Она и говорит о том, что наши предки были не только трудолюбивы, но и умны, прозорливы и расчётливы. Кого лишилась Россия!!! Сейчас это, как никогда, актуально и жизненно-важно.

Пятый миф всё о том же, только место экспорта – Америка. Этот миф тоже является правдой, подтверждённой историческими фактами.
Работа Андрея Райта несомненно является одним из достоинств альманаха. Серьёзная научная статья одновременно рассказывает об истории Немецкого Поволжья. Факты и доказательства, собранные в ней, очень интересны и познавательны. Она говорит об аналитической составляющей в познаниях автора.
Возвращаясь в конце к началу своих размышлений, скажу снова. Только любовь к земле своих предков могла побудить автора к такому исследованию.
Продолжение следует
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19816 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Наталия »

12 ноября 2014 года

Шмидт Альвинус
«Тайга – кормилица наша»
«Я вспомнил годы школьные»


Впервые отступаю от порядка расположения работ авторов в альманахе. Какова их последовательность, таков и мой порядок.
Но тут случай особый. У Альвинуса Шмидт сегодня День Рождения. Пусть мои размышления о его работах будут ему подарком, вниманием к нему.

Тяжёлая была жизнь у автора и у всей его семьи. Чего только не перенесла эта семья в предвоенные, военные и послевоенные годы. Но оптимист наш Альвинус! Запомнилось ему не только горькое и трагическое, но и светлое, радостное. Хотя разве можно назвать испытание тайгой светлым и радостным? Конечно, нет! Ходили тогда по тайге не ради любования ею, а для того, чтоб найти хоть какое-то пропитание для семьи. Но пишет он об этом как-то особенно, без большого укора и осуждения. Тайга-то не виновата была. Она спасала, она кормила, она учила, она закаляла характеры, она давала мудрости. А потому ей автор и посвятил свою работу, вспомнил о ней, низко кланялся ей.
Меня покорило в его работе очень многое. Маленькие мальчишки (а таким всегда свойственна некая бесшабашность), но как мудры они, как бережно относятся к тайге! Ведь она живая! Если к ней хорошо отнестись, то и она добром да богатством своим отплатит. Разве не такая мораль во всех народных сказках?
«А заканчивается сбор, когда черемша зацветала. Цветущую не рвали: надо ведь было думать и о завтрашнем дне, дать растению возможность размножаться», - пишет автор.
Эту работу можно было бы с лёгкостью предложить учителю естествознания в качестве хрестоматийного материала для преподавания в школе.
«Всё это тащили на своих хрупких плечиках домой. На рынок – с грузом, домой – тоже с грузом, и всё это проделывали восьми-десятилетние мальчишки, без которых дома работающие умерли бы с голоду» - вот вам материал для сегодняшнего нравственного воспитания современных детей, из которых зачастую вырастают только потребители, не ведающие, как зарабатывается хлеб.
«Тайга, как известно, очень коварная – легко можно заблудиться. Но у нас был свой компас – голова. Запоминали, в каком направлении заходим в лес. Определялись по деревьям, по солнцу. На стволе дерева с северной стороны растёт мох, а с южной его нет...» А это уже формирование познания. Разве после такой учёбы в тайге, будут плохие знания по естественным наукам?
В работе Альвинуса столько полезного и для современного человека. Ведь там прописана элементарная азбука здоровья. В век рафинированной пищи и продуктов его экскурсия в тайгу – целый кладезь для ума и тела.
«Тайга, родная тайга, именно ты стала нашей кормилицей. Ничего не жалела для нашей семьи Шмидт», - так обращается автор к родной тайге. Как к чему-то живому, как к дорогому волшебнику. Как к какой-то необыкновенной субстанции. Этим он ещё раз подчёркивает, что ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА едины. Природа никогда не даст человеку погибнуть, если он её познал и оценил.
А ещё я восхищаюсь его языком изложения. Человек, живущий с 1976 года в Германии, сохранил трепетное отношение к русскому языку, на котором поневоле пришлось научиться как разговаривать, так и учиться, и общаться. Более того – написать книгу «Память сердца», отзывы о которой самые положительные. Книга востребована. Книга нужна людям.
В своей второй работе автор начинает с размышления о значимости для российских немцев образования. Подкрепляет эту мысль примерами из истории нашего народа. И не только из истории народа, но и своей семьи. Его дедушка Иоганнес Шпехт (дедушка по маме) обучался в Саратове русскому языку, чтобы потом в своей родной колонии Зельман стать шульмайстером и обучать немецких детей русскому языку.
Тяжёлое время пришлось на учёбу Альвинуса в школе - бедность, отсутствие необходимой одежды и обуви для посещения школы, огромное расстояние от дома до школы, нехватка простой еды, жизнь впроголодь. Но всё это преодолевалось. Дети учились. Учился и наш автор. Хорошо учился. Приобщался к чтению, стал получать удовольствие от познания. А потому и в памяти сохранились не только тяготы того времени, но и светлые воспоминания. Но горько всё же осознавать, что « мы не принадлежали себе, только мы жили не там, где хотели. За что я Бога благодарю, когда молюсь, так это за то, что у нас родителей не отняли, не отправили их в трудармию. Иначе погибли бы, семьи бы не стало...», - пишет автор.
Искренно, душевно, честно ведёт разговор с читателем наш Альвинус Шмидт. Воспоминания его так нужны всем
нам. А потому мы ждём его следующих рассказов о былом.

Продолжение следует
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Аватара пользователя
Andreas Raith
Постоянный участник
Сообщения: 2252
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 00:13
Благодарил (а): 3265 раз
Поблагодарили: 3689 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Andreas Raith »

Наталия, премного тебе благодарен за вдумчивое прочтение моей работы. Вообще был задуман цикл статей по мифам Немповолжья (Их, как оказалось, ещё достаточно много. Чего, например, стоит утверждение саратовского профессора Любомирова о том, что поволжских немцев приглашали как носителей культуры) и написана лишь небольшая часть от задуманного. Возможно, я к ним ещё вернусь.

Альвинуса поздравляю с Днём рождения!
Желаю здоровья, счастья и творческих находок!
Заказ книги: zuerich-history@mail.ru
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19816 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Наталия »

Andreas Raith писал(а):Чего, например, стоит утверждение саратовского профессора Любомирова о том, что поволжских немцев приглашали как носителей культуры)
Ну и как ты поступишь? Будешь утверждать или отрицать? Это интересное направление (мифы о наших), вокруг них можно такое "полотно" развернуть. Не упускай возможности.
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Аватара пользователя
Andreas Raith
Постоянный участник
Сообщения: 2252
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 00:13
Благодарил (а): 3265 раз
Поблагодарили: 3689 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Andreas Raith »

Наталия писал(а):
Andreas Raith писал(а):Чего, например, стоит утверждение саратовского профессора Любомирова о том, что поволжских немцев приглашали как носителей культуры)
Ну и как ты поступишь? Будешь утверждать или отрицать? Это интересное направление (мифы о наших), вокруг них можно такое "полотно" развернуть. Не упускай возможности.
Отрицать конечно же. На задворках империи нужны были исключительно хлебопашцы.
Заказ книги: zuerich-history@mail.ru
Аватара пользователя
Alex Brester
Модератор
Сообщения: 1843
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 12:45
Благодарил (а): 986 раз
Поблагодарили: 3380 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Alex Brester »

Andreas Raith писал(а):На задворках империи нужны были исключительно хлебопашцы.
А что, культурные хлебопашцы были не нужны?:)

А вообще, смотря как культуру понимать. У меня сложилось впечатление, что надежда на привнесение новой культуры, в том числе культуры сельского хозяйства все же были.
Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6193
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:55
Благодарил (а): 8072 раза
Поблагодарили: 19816 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Наталия »

Andreas Raith писал(а):Отрицать конечно же. На задворках империи нужны были исключительно хлебопашцы.
С государственной точки зрения, конечно, так. Но ведь Екатерина II была умна, она за этим смелым прожектом могла видеть и другое. Она ведь собиралась создать в Российской империи маленькую копию Европы, потому и приглашала не только немцев. А как это сделать , имея только хлебопашцев? Ей разные были нужны. К тому же многие себя выдавали за хлебопашцев, а на самом деле были и ремесленниками, и учителями, и служивыми. Все были носителями западной культуры. Не зря же Платена шокировал русский крестьянский быт. Они сразу мечтали сделать на новом месте всё по особенному.
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus
Аватара пользователя
Andreas Raith
Постоянный участник
Сообщения: 2252
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 00:13
Благодарил (а): 3265 раз
Поблагодарили: 3689 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение Andreas Raith »

Ей нужны были люди. Любые.

Как рассматривает Писаревский, России в то время всё равно было, кем заселять окраины, хоть греками и армянами, австрийскими сербами, христианами из Турции, испанцами, беглыми английскими каторжниками, корсиканскими и сардинскими разбойниками и пр., лишь бы это всё повышало народонаселение и защищало границы империи. — Писаревский, С. 74, 85.

Ни про какую культуру нигде ни в каких Манифестах и Законах Российской империи вы не найдете. Это миф.

Про "культуру земледелия". Её так хотели поднимать, что Контора опекунства иностранных не имела в штате даже агронома! Культура земледелия к немцам-колонистам пришла опытным путём методом проб и ошибок, путём кропотливого труда. Если бы знали, как правильно выращивать хотя бы пшеницу в "зоне рискованного земледелия", то не было бы череды безурожайных лет.
Заказ книги: zuerich-history@mail.ru
Аватара пользователя
путешественник
Постоянный участник
Сообщения: 712
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 06:05
Благодарил (а): 2887 раз
Поблагодарили: 1970 раз

Re: Альманах родился! Впечатления, отзывы, эмоции.

Сообщение путешественник »

Можно, конечно, бесконечно гадать и предполагать, о чем думала Императрица, используя эмоциональные выражения, но в действительности все было, мягко говоря, гораздо банальней- в то время нужно было укреплять окраины, в частности Поволжские степи, упрещенно говоря. И это проходит в основном по всей исторической литературе красной нитью. Российское крестьянство
не могло быть использовано для заселения-оно было крепостным. А сельское хозяство действительно больше развивалось опытным путем-условия-то были совершенно различные. В основном, наверно, только стремление, желание, необходимость ради детей выжить
двигало тогда людьми. И выживали, и выжили, став значительной частью населения, культуры, науки дореволюционной Российской Импери, и позже.
Ответить

Вернуться в «Книги & Массмедиа»