Приложение 8
«КРОНШЛОТ», «КРИСТИНА» и «ЭЛИЗАБЕТ КАТАРИНА»
В главе 5 говорится об отсутствии нескольких сотен фамилий из списков Кульберга на стыке дел 3 и 4 фонда 180 ГАСО. Пробел этот порождает некую головоломку. Дело 4 заканчивается списком рейса 44 (галиот «Die Börse»), последняя фамилия - № 2977. Список этот полный: в конце Кульберг указал общее число семей, прибывших этим рейсом. Дело 3 открывается списком, содержащим №№ 3107-3254. Первые листы списка и сопроводительный рапорт отсутствуют, имя шкипера и название судна неизвестны. Таким образом, если в нумерации нет сбоев, то нам неизвестен рейс или рейсы, которыми прибыли 277 семей с №№ 2978-3254. Как узнать, что это были за рейсы?
Из таблицы в гл. 5 видно, что номера с 2315 по 5005 относятся исключительно к июльским рейсам, следовательно, интересующие нас фамилии №№ 2978-3254 прибыли в июле. Есть лишь три рейса этого периода, к которым отсутствуют сопроводительные рапорты – рейс 42 (галиот «Кроншлот»), рейс 43 (галиот «Элизабет Катарина») и рейс 47 (шнява «Кристина»). Они прибыли в один и тот же день – 19 июля 1766 г. Видимо, пассажиры этих рейсов и были учтены Кульбергом в интервале №№ 2978-3254, причем в ГАСО сохранилась лишь половина материала. Попробуем убедиться в этом.
В первую очередь вспомним расписку Дульзона (гл. 5), согласно которой фамилии №№ 2978-3098 прибыли рейсом 42 («Кроншлот») . Удивительным образом в «Рапортах» профессора И. Плеве представлены фамилии №№ 2978-3097, почти целиком «Кроншлот». Правда, в указанной книге они поделены между двумя неизвестными автору рейсами. Источников информации профессор И. Плеве не сообщает . Хотя у нас нет возможности сверить эти данные с первоисточником, будем исходить из предположения, что они соответствуют действительности, и рассмотрим их внимательно.
Проверим, в самом ли деле с самого начала, т.е. с № 2978 идут пассажиры галиота «Кроншлот», как свидетельствует расписка Дульзона. В свое время нам посчастливилось обнаружить таможенную спецификацию «Кроншлота». В ней указан форштегер Иоганн Шнейдер . Как и положено форштегеру, в «Рапортах» он стоит одним из первых (№ 2979). В дальнейшем видим эту семью в колонии Шталь-ам-Караман (Sk36). Итак, начало интересующего нас массива действительно относится к рейсу 42. Фамилий с номера 3098 по 3106 нет не только в ГАСО, но и у И. Плеве. Оставим пока их и попробуем установить, к какому рейсу относится конец массива, т.е. №№ 3107-3254. Сопроводительного рапорта нет, но нам на помощь приходит сам Кульберг, ведь он снабдил каждого колониста порядковым номером в судовом списке. Последний колонист № 3254, девка Анна Форбах(ин), имеет судовой номер 483. Сверившись с рапортами подручных Кульберга, находим искомое судно – шняву «Кристина» (шкипер Якоб Штаппенберг). 19 июля 1766 г. она доставила в Кронштадт 485 колонистов . Итак, интервал 2978-3254 начинается со списка рейса 42, заканчивается же списком рейса 47.
Список пассажиров «Элизабет Катарины» может находиться где-то между рейсами 42 и 47. В том, что этот список существовал, сомнений нет, но остается вопрос: входит ли он в интервал номеров между «Кроншлотом» и «Кристиной» или по ошибке копииста был пронумерован «параллельно» ему, подобно рейсам 53 и 59 (см. гл. 5)?
Займемся арифметикой. Суммарное число колонистов с номерами между 2978 и 3254 составляет 773 человека. Обратим внимание на тот факт, что в «Рапортах» пропущено 6 фамилий в интервале №№ 2978-3097 . Заметим, что 9 фамилий №№ 3098-3106 отсутствуют как в деле 3, так и в «Рапортах». С учетом этих пропусков получаем примерно 820-830 человек. Между тем точное число колонистов в списке «Кристины» (483) нам указал Кульберг, а число пассажиров «Кроншлота» (197) известно из рапорта подканцеляриста Браше о прибытии судна в Кронштадт . В сумме 680, на 140-150 человек меньше, чем в наличии. Значит, пассажиры «Элизабет Катарины» спрятаны где-то посередине между пассажирами «Кроншлота» и «Кристины».
Будем искать конец списка рейса 42. Здесь возникает противоречие между данными профессора А.П. Дульзона и профессора И.Р. Плеве. Согласно расписке Дульзона, список рейса 42 оканчивается номером 3098. По версии Плеве этот список заканчивается № 3077. Кто же прав? Считаем колонистов. Согласно «Рапортам», между № 2978 и № 3077 получаем 291 человек плюс 6 пропущенных автором фамилий, всего порядка 310 человек, многовато. По данным профессора А.П. Дульзона получается еще больше: 330 человек плюс те же пропущенные 6 семей. Очевидно, оба профессора ошиблись: с «Кроншлотом» прибыло только 197 человек. Точнее сказать, ошибочен заголовок переданного Дульзоном в музей списка. Может быть, был еще и подзаголовок, не указанный в расписке? Ответ на этот вопрос можно было бы найти на последнем листе документа, но его у нас нет. Тем не менее, найти границу между рейсами 42 и 43 можно.
Рассмотрим внимательно самих пассажиров. Фамилии с № 2978 по 3032 - исключительно протестанты, преимущественно из Изенбурга и Динхайма. По прибытии на Волгу они поселились в коронных колониях Бальцер, Розенхайм, Шталь-ам-Караман. Согласно «Рапортам», их 182 человека, да еще 3 фамилии в книге пропущены. По численности как раз получается «Кроншлот». Фамилии с № 3033 по № 3097 почти все – католики, выходцы из Эльзаса, Лотарингии, Пфальца, Швабии, Вюртемберга, Баварии, а также Богемии и Тироля. Почти все поселились в колониях дирекции Ле Руа и Пикте – Брабандер, Зеельман и Лауб. Логично считать, что они относятся к одной партии колонистов. Таковых получается 148 человек и 3 пропущенные фамилии – столько и прибыло колонистов с «Элизабет Катариной». Итак, фамилии №№ 2978-3032 прибыли с рейсом 42, фамилии №№ 3033-3097 прибыли с рейсом 43. Если данные в расписке Дульзона точны, то и неизвестную нам фамилию № 3098 следует отнести к списку рейса 43.
Осталось проверить, согласуются ли наши выводы с информацией по рейсу 47. Первый колонист в неполном списке этого рейса, Якоб Кауфман, получил у Кульберга № 3107 в сплошной нумерации и № 41 – в судовой. На каждой странице списка умещается в среднем 20-22 человека. Получается, что в списке, хранящемся в ГАСО, отсутствует ровно один (первый) лист с 40 колонистами, предшествующими Кауфману. Как узнать, сколько там было фамилий, с какого номера начинается список рейса 47? На помощь приходит комиссар Кульберг: в конце списка он указал число «семей» в именном списке «Кристины» - 135. Исходя из известного нам состава фамилий №№ 3107-3254 и применяя канцелярскую формулу подсчета «семей», получаем для них сумму в 127,75 «семьи». Остаток в 135-127,75=7,25 «семьи» приходится на 40 первых колонистов списка. Очевидно, это были многодетные семьи – средний вес составляет более 5 человек. Среднее соотношение между весами канцелярской «семьи» и фамилии можно оценить по известной нам части списка, оно равно 1,164. В результате получаем оценку числа недостающих фамилий: 7,25*1,164=8,44. Следовательно, номеру 3107 предшествуют 8 или 9 фамилий, список «Кристины» должен начинаться с № 3098 или 3099. Конечно, наши расчеты приблизительны, ошибка в один-два номера не исключена. Не исключена такая же по величине ошибка и в нумерации оригинала списка. Но в любом случае мы убедились, что список «Кристины» действительно идет сразу после «Элизабет Екатерины», рейсы 42, 43 и 47 встали на свои места. Заметим также, что те пассажиры рейса 47, которых удалось найти в ревизии 1767 г., поселились в коронных колониях Бальцер, Гримм, Гук, Куттер, Мессер, Норка, Рейнвальд, Розенхайм, Шталь-ам-Караман, Щербаковка.
Благодаря Ивану Кульбергу мы можем назвать одну из девяти «пропавших» фамилий рейса 47, скорее всего – первую по счету. В конце списка указано, что все колонисты, которые по неграмотности или по болезни не смогут расписываться самостоятельно при получении кормовых и ссудных денег, доверяют расписываться за себя форштегеру Иоганну Гуку. Семью форштегера Иоганнеса Гука находим в колонии Гук, названной в его честь, это первое домохозяйство в переписи 1767 г. (Hk01). К ней же приписан сирота Освальд Кауфман, сын Якоба Кауфмана. Кроме них в колонии Гук находим еще более полусотни семей с «Кристины». Они плотно заполняют первые шесть десятков позиций переписного списка, оставляя единственный крупный пробел в 8 пунктов: Конрад Моркель (Hk03), Эрнст Ренденрейх (Hk04), Генрих Вейганд (Hk05), Магдалена Рупп (Hk06), Конрад Лейс (Hk07), Симон Ингоф (Hk08), Антон Эккерт (Hk09), Якоб Репп (Hk10). Фамилии этих поселенцев в списках Кульберга и в «Рапортах» отсутствуют. Вполне вероятно, что это недостающие семьи рейса 47 между Иоганном Гуком и Якобом Кауфманом.