ХУДОЖНИКИ ГЕРМАНИИ В РОССИИ И РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ ИЗ СОБРАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
Добавлено: 24 ноя 2021, 21:36
Историческая связь Германии и России уходит своими корнями в далекое прошлое. За прошедшие столетия сложился новый этнос – российские немцы.
В течение двух с половиной веков российские немцы верой и правдой служили и служат России, осваивая окраинные земли, в том числе на Кавказе, развивая науку и культуру, отстаивая ее территориальную целостность.
Речь пойдет о художниках германского происхождения – немецкого, как говорили на Руси, имея в виду иностранцев.
Со времени Петра I немецкие художники-переселенцы в Россию и их потомки способствовали развитию русского искусства. Десятки художников,архитекторов, наряду с военными, учеными, откликнулись на призыв Петра I переехать в Россию, строить новую столицу Российской державы. История,архитектура и живопись Петербурга тесно связаны с именами многих выходцев из германских земель. Приток их увеличился после указов Екатерины II (1763),позвавших в Россию жителей Германии и других стран Западной Европы.
На протяжении двух столетий только в столице Российской империи работало около трехсот архитекторов германского происхождения.
Изучение коллекции классического наследия в СКМИИ выявило целый ряд немецких имен мастеров изобразительного искусства, представленных произведениями живописи, графики, скульптуры. Одни художники были связаны с Россией навсегда, другие временно, но оставили заметный след в культуре.
Важным звеном в цепи немецких культурных связей явилось творчество
Герхардта-Вильгельма фон Рейтерна (1794–1865), по рождению балтийского немца (поместье Рестхоф в Лифляндии), по своим убеждениям русского патриота.
Портрет художника Евграфа Романовича Рейтерна работы Т.Гильдебрандта, 1838. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Знатное остзейское семейство Рейтернов традиционно служило русской короне, поставляя двору военных и чиновников. Поэтому неудивительно, что,несмотря на проявившиеся способности к рисованию в юности, он был определен в военную службу, в лейб-гвардии гусарский полк. Принимал участие в Отечественной войне 1812 года. После битвы под Лейпцигом лишился правой руки и продолжал рисовать левой. Став адъютантом Барклаяде-Толли, дошел с русскими войсками до Парижа. В 1819 году, выйдя в отставку, Рейтерн целиком посвятил себя искусству и стал известен как живописец, рисовальщик, акварелист, гравер.
По совету Гете, с которым познакомился в 1814 году, будучи в Веймаре,обучался живописи в Берне, Касселе и Дюссельдорфе.
За портрет поэта Василия Андреевича Жуковского (1783–1852) в 1835 году Евграф Романович,
как звали Рейтерна в России, получил звание «назначенного» Петербургской Академии художеств; затем удостоен почетного звания академика.
С Жуковским Рейтерна связала склонность к романтизму и близкая дружба, не
прервавшаяся даже после отъезда в 1837 году за границу.
В тот же год Рейтерн стал придворным художником российского императорского двора, для которого создавал картины на библейские сюжеты в духе назарейцев (религиозно-мистические), по-прежнему делая рисунки,акварели и живописные работы с натуры с точностью и объективностью, в стиле европейского искусства бидермейера. Считая себя русским художником,он никогда не порывал связей с Россией, как и его дети, внучка и ближайшие родственники.
Дочь Елизавета (1821–1856) вышла замуж за В. А. Жуковского. Внучка,Александра Васильевна, станет морганатической женой великого князя Алексея Александровича. Сын, А. Г. Рейтерн, генерал-лейтенант, был Таврическим губернатором. Брат Христофор с отличием участвовал в
наполеоновских войнах, затем командовал кавалерийскими дивизиями.Племянник Михаил был министром финансов Российской империи.
Творческое наследие Г. Рейтерна невелико. Живописные произведения находятся в Государственном Русском музее в Петербурге, загородных дворцах-музеях.
Четыре офорта на анималистическую тему 1828 года хранятся в Ставропольском собрании (поступили в 1964 г. из Государственного Эрмитажа). Несмотря на то,что делались левой рукой, они миниатюрно тонки по выполнению, полны любви к природе.
Всего известно одиннадцать офортов Рейтерна, изображающих по большей части зверей.
Самым популярным в России в Николаевскую эпоху был одаренный художник Франц Крюгер (1797–1857), уроженец Гросбадегаста (герцогство Ангальт-Дессау).
В 1812–1814 годах он учился в Берлинской Академии, но в основном занимался самообразованием. В центре его внимания были точное и выразительное изображение сцен охоты, лошадей и людей. С 1825 года Крюгер – прусский придворный живописец, получил заказ российского императора Николая I на создание большого группового портрета высшей элиты Берлина «Парад в Берлине».
(Картина находится в кабинете Николая I в Зимнем дворце.
В 1913 г. Николай I подарил ее Вильгельму II. С 1922 – в Берлинской Национальной галерее.)
Показав «Парад» на академической выставке 1830 года, Крюгер сразу выдвинулся в первые ряды мастеров Бидермейера.
Знаменитый русский художник А. Г. Венецианов написал о нем восторженную статью.
В июле 1832 года по рекомендации Фридриха Вильгельма II Крюгер прибыл в Петербург, где задержался до мая 1833 года, так как получил приглашение Петербургской Академии художеств стать почетным членом.
Портрет Николая I
«Появление и пребывание в Санкт-Петербурге Берлинского профессора и придворного Его Величества Короля Прусского живописца Крюгера было для любителей и ценителей изящных искусств в нашей столице событием радостным и приятным», – писала «Художественная газета».
Любимец Николая I, одним из первых привнес немецкое искусство в Россию. Пользуясь покровительством российского императора, Крюгер имел множество заказов. В течение пятнадцати лет выполнял портреты сотен высокопоставленных русских заказчиков (в том числе, вся царская семья), от парадных изображений до небольших карандашных набросков, которые делал за два сеанса.
Около 1850 года им был написан большой парадный портрет старшего сына Николая I и императрицы Александры Федоровны (прусской принцессы),будущего императора Александра II. Графическое произведение из наших фондов, находившееся ранее в Румянцевском музее, «Цесаревич Александр Николаевич на коне» средствами литографии передает живописные особенности этого портрета. Надпись на немецком языке гласит: «Нарисовано с натуры Ф. Крюгером, литографировано Ф. Иентценом. Отпечатано в Королевском литографическом институте в Берлине».
Художник из Германии Вальдемар Кнолл (1839–1909) десять лет провел на Кавказе.
Приехав в 1863 году в Тифлис, работал как сценограф в Императорском театре. Запечатлел горные виды, оставив серию акварельных пейзажей с романтическим видением природы.
В Ставропольском собрании один из них:«Река Кура на Кавказе». Десять других принадлежат Пятигорскому краеведческому музею.
Несколько живописных полотен Кнолла с впечатляющими видами диких гор Кавказа находятся в частных собраниях.
Выходец из семьи гамбургского ремесленника (столяра), Реймерс Иван Иванович (Иоганн) (1818(20)–1868), живописец, медальер и скульптор, учился в Петербургской Академии художеств, а впоследствии был удостоен звания профессора-преподавателя медальерного искусства (1864), за медаль к 100-летию Академии художеств – звания профессора живописи (1865).
Основал в Петербурге фабрику по изготовлению изделий из терракоты.
В Ставропольском собрании хранится картина Реймерса «Умирающая», написанная в 1861 году в Риме. По-видимому, художник был свидетелем драматической сцены, так как взволновавшая его тема поднималась им неоднократно (варианты в Государственном Русском музее).
И.Реймерс "Похороны"
Из семьи петербургских немцев происходил Николай Иванович Либерих (1828–1883), автор хранящейся в собрании музея скульптуры «Медведь».
Кадровый военный, воспитанник Школы гвардейских подпрапорщиков, где в свое время обучался М. Лермонтов, служил в Лейбгвардии драгунском полку,затем в Лейхтенбергском гусарском полку и вышел в отставку в чине полковника. В армейской среде был известен как искусный рисовальщик и скульптор. Профессиональные навыки приобрел посещая занятия рисунка и лепки в Академии художеств у П. К. Клодта (1805–1867), который прошел когда-то подобный путь – от военного до скульптора.
Учился в Академии художеств в 1830-е годы, с 1838 года и до конца жизни там же преподавал.В своем творчестве гармонично сочетал классицистическую и реалистическую традиции. К числу его шедевров относятся четыре группы укротителей коней на Аничковом мосту.
В 1861 году Либериху за создание трех анималистических групп было присвоено звание академика. Анималистическая пластика принесла мастеру широкую известность: лошади, охотничьи собаки, медведи (лучшим среди них является изображение так называемого «Лисинского медведя» (охотничьего трофея Александра II)). Самые популярные работы Либериха были отлиты из чугуна на Каслинском Уральском заводе.
Немецкая семья по фамилии Клодт фон Юргенсбург дала русскому искусству целую плеяду творческих личностей. Среди них живописцы, гравер,художник театра. Кроме главы семьи, о котором упоминалось выше, Петра Карловича, скульптора и литейного мастера, основоположника монументальной анималистической скульптуры в России, профессора и академика, большой вклад внес его сын Михаил Петрович (1835–1914) –
живописец, акварелист, рисовальщик, работавший в бытовом и историческом жанрах.
Выпускник Академии, с 1867 года – академик, он вел активную общественную и выставочную деятельность. Был в числе членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и «Союза русских художников». Входил в совет Комитета «Союза». Преподавал в школе общества поощрения художеств и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге. Сотрудничал в журналах «Всемирная иллюстрация», «Нива».
Картина «Последняя весна», удостоенная большой золотой медали Академии художеств (1861)
В собрании музея находится произведение М. П. Клодта, выполненное в смешанной графической технике, которое отражает процесс работы художника над иллюстрациями к роману А. К. Толстого «Князь Серебряный».
Еще одно графическое произведение в технике офорта выполнено выдающимся гравером и педагогом, профессором-руководителем графической мастерской Петербургской Академии художеств Матэ Василием Васильевичем (Иоганном-Вильгельмом) (1856–1917) родом из Восточной Пруссии.
Матэ вел преподавание также в Центральном училище технического рисования барона
Штиглица (1884–1909) и Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1911).
Портрет В.Н.Карамзина
Там же, в Рисовальной школе с 1912 года вела акварельный класс талантливый художник и педагог немецкого происхождения Цейдлер Клара Федоровна (1870–1951), представительница женской линии большого рода выходцев из Саксонии, дочь доктора философии.
В 1897 году Клару Цейдлер приняли учителем рисования в Смольный институт благородных девиц. В 1912 она была награждена Мариинским знаком отличия беспорочной службы. В 1917 году профессор Цейдлер преподавала в училище барона Штиглца. Плодотворно сотрудничала с известной фирмой Фаберже.
Как художник прикладного искусства, специализировалась на акварельной миниатюре и цветах. Состояла действительным членом Русского художественно-промышленного общества (с 1904 года).
Высокий уровень ее мастерства демонстрируют акварельные натюрморты.
Приведенные здесь примеры результата творчества и деятельности художников германского происхождения – лишь небольшая часть тех дел,которые способствовали подъему культурной жизни России, оставили заметный след в истории взаимоотношений и взаимовлияния двух наций.
Волошенко Л. В.,
г. Ставрополь,Ставропольский краевой музей изобразительных искусств,искусствовед,
старший научный сотрудник.
Прозрителевские чтения: Сборник материалов межрегиональной научно-практической
конференции.
*
Иллюстрации подобраны Тиной Л.
В течение двух с половиной веков российские немцы верой и правдой служили и служат России, осваивая окраинные земли, в том числе на Кавказе, развивая науку и культуру, отстаивая ее территориальную целостность.
Речь пойдет о художниках германского происхождения – немецкого, как говорили на Руси, имея в виду иностранцев.
Со времени Петра I немецкие художники-переселенцы в Россию и их потомки способствовали развитию русского искусства. Десятки художников,архитекторов, наряду с военными, учеными, откликнулись на призыв Петра I переехать в Россию, строить новую столицу Российской державы. История,архитектура и живопись Петербурга тесно связаны с именами многих выходцев из германских земель. Приток их увеличился после указов Екатерины II (1763),позвавших в Россию жителей Германии и других стран Западной Европы.
На протяжении двух столетий только в столице Российской империи работало около трехсот архитекторов германского происхождения.
Изучение коллекции классического наследия в СКМИИ выявило целый ряд немецких имен мастеров изобразительного искусства, представленных произведениями живописи, графики, скульптуры. Одни художники были связаны с Россией навсегда, другие временно, но оставили заметный след в культуре.
Важным звеном в цепи немецких культурных связей явилось творчество
Герхардта-Вильгельма фон Рейтерна (1794–1865), по рождению балтийского немца (поместье Рестхоф в Лифляндии), по своим убеждениям русского патриота.
Портрет художника Евграфа Романовича Рейтерна работы Т.Гильдебрандта, 1838. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Знатное остзейское семейство Рейтернов традиционно служило русской короне, поставляя двору военных и чиновников. Поэтому неудивительно, что,несмотря на проявившиеся способности к рисованию в юности, он был определен в военную службу, в лейб-гвардии гусарский полк. Принимал участие в Отечественной войне 1812 года. После битвы под Лейпцигом лишился правой руки и продолжал рисовать левой. Став адъютантом Барклаяде-Толли, дошел с русскими войсками до Парижа. В 1819 году, выйдя в отставку, Рейтерн целиком посвятил себя искусству и стал известен как живописец, рисовальщик, акварелист, гравер.
По совету Гете, с которым познакомился в 1814 году, будучи в Веймаре,обучался живописи в Берне, Касселе и Дюссельдорфе.
За портрет поэта Василия Андреевича Жуковского (1783–1852) в 1835 году Евграф Романович,
как звали Рейтерна в России, получил звание «назначенного» Петербургской Академии художеств; затем удостоен почетного звания академика.
С Жуковским Рейтерна связала склонность к романтизму и близкая дружба, не
прервавшаяся даже после отъезда в 1837 году за границу.
В тот же год Рейтерн стал придворным художником российского императорского двора, для которого создавал картины на библейские сюжеты в духе назарейцев (религиозно-мистические), по-прежнему делая рисунки,акварели и живописные работы с натуры с точностью и объективностью, в стиле европейского искусства бидермейера. Считая себя русским художником,он никогда не порывал связей с Россией, как и его дети, внучка и ближайшие родственники.
Дочь Елизавета (1821–1856) вышла замуж за В. А. Жуковского. Внучка,Александра Васильевна, станет морганатической женой великого князя Алексея Александровича. Сын, А. Г. Рейтерн, генерал-лейтенант, был Таврическим губернатором. Брат Христофор с отличием участвовал в
наполеоновских войнах, затем командовал кавалерийскими дивизиями.Племянник Михаил был министром финансов Российской империи.
Творческое наследие Г. Рейтерна невелико. Живописные произведения находятся в Государственном Русском музее в Петербурге, загородных дворцах-музеях.
Четыре офорта на анималистическую тему 1828 года хранятся в Ставропольском собрании (поступили в 1964 г. из Государственного Эрмитажа). Несмотря на то,что делались левой рукой, они миниатюрно тонки по выполнению, полны любви к природе.
Всего известно одиннадцать офортов Рейтерна, изображающих по большей части зверей.
Самым популярным в России в Николаевскую эпоху был одаренный художник Франц Крюгер (1797–1857), уроженец Гросбадегаста (герцогство Ангальт-Дессау).
В 1812–1814 годах он учился в Берлинской Академии, но в основном занимался самообразованием. В центре его внимания были точное и выразительное изображение сцен охоты, лошадей и людей. С 1825 года Крюгер – прусский придворный живописец, получил заказ российского императора Николая I на создание большого группового портрета высшей элиты Берлина «Парад в Берлине».
(Картина находится в кабинете Николая I в Зимнем дворце.
В 1913 г. Николай I подарил ее Вильгельму II. С 1922 – в Берлинской Национальной галерее.)
Показав «Парад» на академической выставке 1830 года, Крюгер сразу выдвинулся в первые ряды мастеров Бидермейера.
Знаменитый русский художник А. Г. Венецианов написал о нем восторженную статью.
В июле 1832 года по рекомендации Фридриха Вильгельма II Крюгер прибыл в Петербург, где задержался до мая 1833 года, так как получил приглашение Петербургской Академии художеств стать почетным членом.
Портрет Николая I
«Появление и пребывание в Санкт-Петербурге Берлинского профессора и придворного Его Величества Короля Прусского живописца Крюгера было для любителей и ценителей изящных искусств в нашей столице событием радостным и приятным», – писала «Художественная газета».
Любимец Николая I, одним из первых привнес немецкое искусство в Россию. Пользуясь покровительством российского императора, Крюгер имел множество заказов. В течение пятнадцати лет выполнял портреты сотен высокопоставленных русских заказчиков (в том числе, вся царская семья), от парадных изображений до небольших карандашных набросков, которые делал за два сеанса.
Около 1850 года им был написан большой парадный портрет старшего сына Николая I и императрицы Александры Федоровны (прусской принцессы),будущего императора Александра II. Графическое произведение из наших фондов, находившееся ранее в Румянцевском музее, «Цесаревич Александр Николаевич на коне» средствами литографии передает живописные особенности этого портрета. Надпись на немецком языке гласит: «Нарисовано с натуры Ф. Крюгером, литографировано Ф. Иентценом. Отпечатано в Королевском литографическом институте в Берлине».
Художник из Германии Вальдемар Кнолл (1839–1909) десять лет провел на Кавказе.
Приехав в 1863 году в Тифлис, работал как сценограф в Императорском театре. Запечатлел горные виды, оставив серию акварельных пейзажей с романтическим видением природы.
В Ставропольском собрании один из них:«Река Кура на Кавказе». Десять других принадлежат Пятигорскому краеведческому музею.
Несколько живописных полотен Кнолла с впечатляющими видами диких гор Кавказа находятся в частных собраниях.
Выходец из семьи гамбургского ремесленника (столяра), Реймерс Иван Иванович (Иоганн) (1818(20)–1868), живописец, медальер и скульптор, учился в Петербургской Академии художеств, а впоследствии был удостоен звания профессора-преподавателя медальерного искусства (1864), за медаль к 100-летию Академии художеств – звания профессора живописи (1865).
Основал в Петербурге фабрику по изготовлению изделий из терракоты.
В Ставропольском собрании хранится картина Реймерса «Умирающая», написанная в 1861 году в Риме. По-видимому, художник был свидетелем драматической сцены, так как взволновавшая его тема поднималась им неоднократно (варианты в Государственном Русском музее).
И.Реймерс "Похороны"
Из семьи петербургских немцев происходил Николай Иванович Либерих (1828–1883), автор хранящейся в собрании музея скульптуры «Медведь».
Кадровый военный, воспитанник Школы гвардейских подпрапорщиков, где в свое время обучался М. Лермонтов, служил в Лейбгвардии драгунском полку,затем в Лейхтенбергском гусарском полку и вышел в отставку в чине полковника. В армейской среде был известен как искусный рисовальщик и скульптор. Профессиональные навыки приобрел посещая занятия рисунка и лепки в Академии художеств у П. К. Клодта (1805–1867), который прошел когда-то подобный путь – от военного до скульптора.
Учился в Академии художеств в 1830-е годы, с 1838 года и до конца жизни там же преподавал.В своем творчестве гармонично сочетал классицистическую и реалистическую традиции. К числу его шедевров относятся четыре группы укротителей коней на Аничковом мосту.
В 1861 году Либериху за создание трех анималистических групп было присвоено звание академика. Анималистическая пластика принесла мастеру широкую известность: лошади, охотничьи собаки, медведи (лучшим среди них является изображение так называемого «Лисинского медведя» (охотничьего трофея Александра II)). Самые популярные работы Либериха были отлиты из чугуна на Каслинском Уральском заводе.
Немецкая семья по фамилии Клодт фон Юргенсбург дала русскому искусству целую плеяду творческих личностей. Среди них живописцы, гравер,художник театра. Кроме главы семьи, о котором упоминалось выше, Петра Карловича, скульптора и литейного мастера, основоположника монументальной анималистической скульптуры в России, профессора и академика, большой вклад внес его сын Михаил Петрович (1835–1914) –
живописец, акварелист, рисовальщик, работавший в бытовом и историческом жанрах.
Выпускник Академии, с 1867 года – академик, он вел активную общественную и выставочную деятельность. Был в числе членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и «Союза русских художников». Входил в совет Комитета «Союза». Преподавал в школе общества поощрения художеств и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге. Сотрудничал в журналах «Всемирная иллюстрация», «Нива».
Картина «Последняя весна», удостоенная большой золотой медали Академии художеств (1861)
В собрании музея находится произведение М. П. Клодта, выполненное в смешанной графической технике, которое отражает процесс работы художника над иллюстрациями к роману А. К. Толстого «Князь Серебряный».
Еще одно графическое произведение в технике офорта выполнено выдающимся гравером и педагогом, профессором-руководителем графической мастерской Петербургской Академии художеств Матэ Василием Васильевичем (Иоганном-Вильгельмом) (1856–1917) родом из Восточной Пруссии.
Матэ вел преподавание также в Центральном училище технического рисования барона
Штиглица (1884–1909) и Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1911).
Портрет В.Н.Карамзина
Там же, в Рисовальной школе с 1912 года вела акварельный класс талантливый художник и педагог немецкого происхождения Цейдлер Клара Федоровна (1870–1951), представительница женской линии большого рода выходцев из Саксонии, дочь доктора философии.
В 1897 году Клару Цейдлер приняли учителем рисования в Смольный институт благородных девиц. В 1912 она была награждена Мариинским знаком отличия беспорочной службы. В 1917 году профессор Цейдлер преподавала в училище барона Штиглца. Плодотворно сотрудничала с известной фирмой Фаберже.
Как художник прикладного искусства, специализировалась на акварельной миниатюре и цветах. Состояла действительным членом Русского художественно-промышленного общества (с 1904 года).
Высокий уровень ее мастерства демонстрируют акварельные натюрморты.
Приведенные здесь примеры результата творчества и деятельности художников германского происхождения – лишь небольшая часть тех дел,которые способствовали подъему культурной жизни России, оставили заметный след в истории взаимоотношений и взаимовлияния двух наций.
Волошенко Л. В.,
г. Ставрополь,Ставропольский краевой музей изобразительных искусств,искусствовед,
старший научный сотрудник.
Прозрителевские чтения: Сборник материалов межрегиональной научно-практической
конференции.
*
Иллюстрации подобраны Тиной Л.