Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Из истории поволжских немцев.
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

Из рассказа моего отца Беккер А. А. Мой отец родился в с. Витман в семье крестьян.

"Моему отцу было 15 лет, когда он со своими родителями и с 3-ех летней сестрой Dorothee ехал из Омской губернии на прежнее место жительства в с. Витман. Это было в 1907 году. Ехали 3 месяца, гнали с собой большие отары скота, среди которых были телки и бычки. Возможно, они гнали и отары (стадо) лошадей. С дедом ехало еще 6 немецких семей. Каждая семья имела свой скот. До Поволжья ехали без карты. Мой дед выучил русский язык в Омске и мог осведомиться о дороге у русских людей. Передвижение на лошадях было в то время обычным явлением".
Из 7 семей родители смогли назвать следующие фамилии: Беккер Климентий, семья Рудер и, возможно, семья Балл.
Добравшись до с. Витман, дед продал скот и купил на вырученные деньги дом в 1907 году. Дом был из бруса (из пиленного леса) и состоял из двух комнат, корридора и кухни. В центре была поставлена круглая немецкая печь. Пол и потолок были деревянными и были окрашены соответственно в желто- коричневый и голубой цвета. Крыша дома была из простых досок и была неокрашенной, т. к. не было краски или средств. На потолке стояла коптилка, где коптились мясные продукты на лето. Размеры родительского дома: 1 комната: 6,5 x 4,5 кв. м, 2 комната: 3 x4 кв. м, кухня - примерно 9 кв. м. Туалет был на улице.
Мой отец не помнит, как долго семья жила в Омской губернии. Скорее всего только несколько лет, т.к. Dorotee родилась в с. Витман 06. 12. 1903 года. Причину возвращения своего деда в Поволжье в 1907 году мой отец объясняет так: "В Поволжье были часто засухи. Земель для населения не хватало, к тому же дочери не получали земельные участки. Некоторые земельные участки были не плодородными, было много солончака, "солонцы" в народе. В Омской губернии же напротив земля была неограниченной. Погода здесь стояла устойчивая. Дожди шли регулярно. Земля была очень хорошей и плодородной. Население было в отличии от Поволжья не густым. Коней там пасли и зимой, они копытами вырубали траву из- под снега. Зимы в Омской губернии были суровыми. Месяцаими стояли суровые холода. К тому же снежные бури длились по пол - месяца. Все эти обстоятельства и побудили вернуться деда с семьей в Поволжье". Место проживания семьи в Омской губернии отец к сожалению не помнит.
Когда семья обосновалась в селе Витман, им приходилось много работать, т. к. нужно было как - то прокормиться. Работали не только взрослые, но и дети. По профессии прадед и мой деушка были сапожниками, они вели кустарное предпринимательство. У дедушки появился от простуды чирей на попе. Его мучили боли, но поберечь себя несколько дней не было возможности: прадедушка заставлял его все - таки сапожничать. Он соорудил сыну стул с дыркой в середине стула, чтобы чирей при сидении доставлял меньше болей. Из с. Витман и из окрестных деревень приходили люди с заказами. Оба сапожника шили сапоги, туфли и тапочки для будничных и праздничных дней. Прадеда приглашали сапожничать и в русские деревни. В чужих деревнях он обшивал сначала зажиточных людей т. к. жил у них. К "богатым квартиродателям" приходили и жители победнее с заказами.
Прадед и дедушка шили ботинки с резиновыми расстягиваюшимися вставаками с боков. Это помогало легче обуть и разуть ногу. Резиновые вставки были предшественниками замков. Шнурки также применялись. В такой шикарной обуви ходили в церковь. Мой отец хорошо помнит работу своего отца- ботиночки, сшитые им его жене ( матери отца). Отец восторгается качеством этих ботинок!
У дедушки был большой сундук с книгами, уложенными в несколько рядов. Длина сундука была 1 м, ширина 70 см, высота примерно 60 см. Крыша сундука была круглой. Дедушка покупал книги в церкви. Среди них были исторические романы, сказки, большую часть книг составляла религиозная литература. Бабушка Роза читала по праздникам и по воскресеньям только религиозные книги. У нее была очень хорошая память. Она знала многое из истории. Моя мать думает, что дедушка информировал ее о прочитанном. Перед депортацией в Сибирь бабушка сожгла всю библиотеку.
Дедушка сапожничал обычно до 12 часов ночи. Если он заканчивал работу раньше, а начинать новую работу не стоило, он читал до 12 часов ночи, чтобы не нарушать режим работы, Он был очень экономным. При чтении и при работе он использовал керосиновую лампу. Размеры использованных фителей тех времен: 5 мм,7 мм, 10 мм. Моя мать вспомминает, что витманцы выполняли вечерами, в сумерки, в зимние вечера другую работу: плели корзины, вязали веники и носки. Жители посещали вечерами также родных или соседей. Если пришедших в гости было много, они располагались у хозяина на полу, балагурили, шутили и пели немецкие песни. У дедушки голос был очень хорошим он пел и в церкви.

Потомки витманцев, может быть, Вы знаете имена других фамилий, вернувшихся из Омска в с Витман?
Аватара пользователя
Anna123
Постоянный участник
Сообщения: 927
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 21:06
Благодарил (а): 2126 раз
Поблагодарили: 1471 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Anna123 »

На фото братья Дейслинг, Яков Иванович и Адольф Иванович.
Интересуют фамилии: Meier/Майер und Ruder/Рудер aus Wittmann/Витман;
Lieder/Лидер und Horn/Горн aus Laub/Лауб; Spieker/Шпикер aus Norka nach Brunnental; Beck aus Walter nach Brunnental.
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

Воспоминания Беккер А. А.
Тема: Участники струнного оркестра с. Витман и немного информации о музыкантах.

Мой отец дополнил свой рассказ о струнном оркестре и о его участниках.
Пётр Иосифович Рот (Roth)был рождён примернов 1925 году. Его дедушкой был Рот Иосиф, который изготавливал следующие музыкальные инструменты: скрипки, балалайки, гитары, мандолины, цимбал (Zymbal). На цимбале было установлено, по словам отца, примерно 200 струн. Кроме того, мой прадед изготавливал Truhen (сундуки) и Feldkisten. Семья жила в большом достатке, имела двухэтажных дом, работника – татарина. В нижнем этаже дома размещался магазин. Во время голода поволжское население не могло себе позволить приобретение изготавливаемого семьёй Рот товара, и вскоре семья пришла к полному обнищанию. Ещё в этом же, 1921 году, семья в составе 6 человек умерла с голода. После Великого голода 1921 - 1923 гг., когда жизнь в Поволжье немного нормализовалась, и потребность в приобретении музыкальных инструментов возросла, витманцы могли купить их в специальных магазинах в окрестности.
Пётр Рот (Roth)умел играть на скрипке, балалайке, мандолине, цимбале, т.е. на тех инструментах, которые когда - то изготавливал его дедушка. „Это у Петра было врождённым“,- сказал с гордостью мой отец. До него в Витмане не было струнного оркестра. В г. Челябинске Пётр играл и на баяне. Здесь он также организовал струнный оркестр. Если кто - то не правильно играл, Пётр тотчас знал, кто допустил ошибку. В оркестр он принимал только способных.

Кёниг Александр Иосифович, 1927 г. р.. Александр играл на домбре. Он был принят в ансамбль в 13 - 14 летнем возрасте под давлением его отца. Сам парень не проявлял особого интереса к музицированию. Об этом Александр рассказывал спустя десятилетия, уже здесь в Германии, моему отцу. Александр освоил игру на домбре, на что мой отец добавил: „Эту технику было легко освоить“. Работая в колхозе, парень должен был ежедневно брать сведения -Notizen- с поля на полевом стане Schanker и своевременно доставлять их в контору в с. Витман. „Mein grösstes Glück war, wenn ich mit dem Drehwoogen von Johannes Heinemann fahren konnte“. – „Моим величайшим счастьем было, когда я мог ехать на велосипеде Ивана Гейнемана“. Александр Кёниг умер в возрасте 75 лет.

Пётр Шубман играл на скрипке- Geige. Он был рождён примерно в 1925 году. Братьями Петра были Фридолин и Иван. Они были депортированы в р. п. Тальменка.

Johannes Heinemann (мать: Katharina Heinemann). Иван был рождён примерно в 1924 - 1925 годах и был призван перед Второй мировой войной в действительную армию. Уже в начале войны он попал в плен и был отправлен за границу в Австрию или в Швейцарию, точных данных по этому поводу отец мой не имеет. Умение играть на музыкальных инструментах дало ему возможность попасть в музыкальную группу и легче пережить в голодные военные годы: играя на инструментах мужчины получали за это кусок хлеба. Отец мой не знает, на каком инструменте он играл.“ Это спасло его, считает мой отец, от голода“. Иван жил после войны в Ново – Еловке, не был женат. В Витмане молодой человек работал учётчиком во втором колхозе, имел велосипед - einen Drehtwoogen (диалект) - велосипед.

Кроме того, в оркестре играли уже названные в последнем сообщении музыканты: Дейслинг И. А. и Ляйфрид Я..
Klemens Becker (1915 1938), старший брат моего отца, купил себе в молодые годы мандолину. Он собирался изучать вскоре этот инструмент.У дяди был и фотоаппарат. Он фотографировал, много по словам моего отца, очень многое. Владельцами фотоаппаратов были немногие. Возможно, немногие проявляли к этому интерес.
Струнный оркестр играл только в витманском Доме культуры - im Volkhaus. Зав. клубом, называемый в те времена „избач“, оповещал музыкантов своевременно о том, чтобы они готовили мероприятие. Парни готовились тщательно и добросовестно. На сцене были установлены столы для музыкантов. Женщин в ансамбле не было. Песен здесь также не пели. Мероприятие намечалось на будничные дни. На этот же день было запланировано сельское собрание, которое проводилось после выступления музыкантов. Под музыку витманцы танцевали и кружились в зале перед сценой. По предположениям моего отца, тогда ещё подростка, было пар пятьдесят в зале. Слушать эту замечательную музыку шли все от мала до велика: музыка созывала весь народ в клуб. К тому же присутствие на собрании было обязанностью каждого взрослого.“ Если не пришёл, доходило и до штрафа“.
Детвору и подростков также притягивала музыка, но как всегда, вход для них был запрещён. У двери стоял ein Türsteher. Отец рассказал, что они, подростки, прятались под крыльцом, а при подходящем моменте проскальзывали в помещение.
Струнный оркестр пользовался среди жителей Витмана огромным успехом и радовал своей музыкой людей вплоть до депортации. Летом 1941 года его деятельность была прекращена.
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

Воспоминания моего отца о своём детстве.

Это происходило в конце октября - начале ноября 1937 года. Отцу было 8 лет. Его „отец ещё был дома“. Август Риттер и Беккер А. К. зарубили корову. Август делал немецкую колбасу, Saumagen, (на этот раз - коровий желудок). На потолке родительского дома была устроена коптилка, куда мужчины относили мясо и клали его в коптилку. Работали оба до темна, до 22 часов. Вот такие детали мой отец вспомнил об этом дне, спустя многие десятилетия: “ Корова была очень старой, у неё было 19 стельностей. (На ней дядя Клеменс и мой отец ездили на мельницу в c. Balzer)“. Die Kuh war wolfstromig (диалект). Sie hat den Woogen gut gezogen, war aber stur“. - „Корова была чёрно -рыже –пятнистой. Она хорошо тянула телегу, но была упрямой“. Слово „wolfstromig“ я не смогла отыскать ни в одном источнике. Я не знаю, к какой породе крупного рогатого скота она относилась. Возможно, слово “wolfstromig“ относится к к витманскому лексикону. Купленная позже корова была также пятнистой. Описанное выше происходило за один месяц до ареста моего дедушки.
Август был моложе моего дедушки, был среднего роста. О нём наша семья отзывалась хорошо. Он был женат на старшей сестре бабушке Доротее, умершей очень рано от туберкулёза. Овдовев, Август женился позже на родственнице Анны Майер и имел с ней двух дочерей: Марию и Анну.

В один из тёплых октябрьских дней 1941 года бабушка и отец навестили витманца Зиберта Алоиса (кличка „Jegosch Feder Alis“. „ Jegosch“- от имени Егор) и его семью. По словам отца они были вторично депортированы. Второй раз - в Якутию. В разговоре с бывшими земляками бабушка и отец мой узнали о двух других витманских семьях, депортированных в село Ново – Перуново.
Feder Senz - Ruder Vincent - жили в этом же селе на улице Октябрьская „по правой стороне“. Мужчина был „лёгочником“ и умер ещё в этом же, 1941 году.
Затем они направились в гости к Августу Риттер и его семье. Радость моих родственников была неописуемой! Обговорив всё наболевшее, отец с бабушкой направились в путь домой- в село Кошелёво.
Жители сибирских деревень ходили в то время в соседние деревни большей частью пешком. Мать Беаты Рот, рожд. Майер, была депортирована в с. Анисимово. Беата, её приёмная дочь Виктория, её сын Пётр и мой отец ходили наведывать старушку в октябре- ноябре месяце, пройдя 10 км в одну сторону. Отцу было тогда 12 лет (1941 год).

Воспоминания Беккер А. А. о витманцах. Тема: „Голод во время Второй мировой войны“.
Фроун (Вера) Рот, рожд. Майер, была матерью Петра Рот (см. о нём моё последнее сообщение).
Вера была депортирована со своими детьми в маленькую деревушку Прямовск, расположенной в лесу. Деревня находилась в Алтайском крае в 40 км от с. Казанцево и в 40 км от с. Ясная Поляна. Самыми близкими населёнными пунктами были с . Сандалово и „Шестьдесят первый“, расположенные в 20 км. Женщины - жительницы Прямовска выполняли следующую работу: они надрезали сосновые деревья и собирали выступавший сок (или смолу?) в баночки. При наполнении содержимое сливалось в ёмкость большего размера. По словам жителей, их этого сока (или смолы?) изготавливался порох для военных целей.
Мужем Веры был Иосиф Рот (Roht), умерший в 1939 году примерно в ноябре месяце во время советско - финляндской войны от туберкулёза. Среди родственников моей бабушки эта болезнь была широко распространена. Иосиф был Vorsitzender im Dorfrat - председателем сельсовета. Физический труд ему был не под силу. До этого он был плотником в с. Витман, о нём я писала в сообщении о плотниках села. „Schreiner Joseph“ было его кличкой . Мой отец ещё помнит, как Вера сидела перед кроватью тяжело больного мужа. Семья Рот проживала на второй улице в летней кухне (Backhaus), принадлежавшей семье Bartel (кличка). В Прямовске жизненные условия были ещё суровее, чем в Кошелёво. Село располагалось в лесу. Солнце с трудом пробивалось к месту, на котором находился населённый пункт, состоящий из 10 домов. Вера должна была содержать в таких условиях себя и своих четырёх детей. (Старший сын Пётр был мобилизован в трудармию в Челябинскую область). Вещей не было, продуктов питания не доставало. В селе из - за недостатка света и тепла ничего почти не росло и не вызревало. Вера решила обменять последнее одеяло на картошку и направилась в соседнюю деревушку. При возвращении домой она увидела, что два ведра картошки замёрзли. Обессиленная женщина легла на печь, укрыться было нечем. Вера заболела вскоре и через две недели умерла и там же похоронена. Эту печальную историю рассказали родителям дочь Веры Регина и её муж Альберт, когда они были у нас в Сибири в гостях. Жители Прямовска сообщили в военкомат о сиротах. Пётр, старший сын Веры, был информирован об этом. Его братья и сёстры были вскоре привезены к Петру. Он работал на шахте. Управление шахты организовало выдачу пайков остальным детям Веры, чему дети- подростки были бесконечно рады и очень благодарны.
Семья Петра Иосифовича Рот (Roth) и наша семья поддерживали долгие годы родственные отношения и навещали друг друга. Пётр приезжал к нам в гости в 1966 году. Меня уже тогда удивили его печальные глаза и его серьёзность. Теперь, спустя десятилетия, я хорошо понимаю причину того.

Голод в с. Кошелёво.
Летом 1943 года сестра моего отца Виктория была вызвана в Тальменский военкомат: решался вопрос о мобилизации тёти в трудармию. Её дочь Мария, родившаяся во время депортации, была ещё жива. Моя тётя направилась на руках с ребёнком в военкомат в р. п. Тальменка. До с. Ново - Перуново расстояние составляло 20 км, оттуда до райцентра - 8 км, плюс дорога в посёлке до военкомата. В то время, когда т. Виктория и Мария были в дороге в военкомат, мой отец -подросток присматривал за двумя сыновьями сестры. Все бывшие жители Витмана голодали во время войны в с Кошелёво без исключения. Племянники плакали, т. к. были голодны. Отец мой не выдержал и принял решение, обменять ночной горшок на еду. Горшок взяла мать Павла Кондратьева, с которой он вместе работал в колхозе. В обмен отец получил три брюквы, две из которых Александр, Melchior и мой отец тотчас съели. „Люди делали из брюквы „парёнку“, но мы были так голодны, что решили её съесть сырой. После возвращения из райцентра домой т. Виктория была рада такому удачному обмену. Мария и т. Виктория с аппетитом съели свою долю.
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

Воспоминания моего отца о витманцах. Тема: „Anton Schumacher“.

Антон Шумахер родился в с. Витман примерно в 1918 году. Семья состояла из шести человек: родители, сестра Паулина, братья: Альберт и Филипп. Они проживали в маленьком продолговатом глиняном домике - Lammhäuschen (диалект)- Lehmhäuschen auf der Winterseite - на теневой стороне на четвёртой улице.
В сообщении от 10. 07. 2023 я писала об изменениях, произошедших в частном дворе моей бабушки Розы после ареста её мужа. Уже через 1 - 2 месяца большую часть двора занимали десять колхозных быков, к тому же одна из двух имеющихся комнат в доме принадлежала „по законам“ того времени конюхам. Дом и двор отца и бабушки были отныне рабочим местом братьев Шумахер. Отец мой хорошо знал ребят. Они хорошо ладили. Иногда отец навещал семью Шумахер. Парни разрешали девятилетнему мальчику учиться играть на их гармошке.
В начале советско - финляндской войны (1939 – 1940) Антон был мобилизован на фронт. Однажды в Доме культуры (im Volkshaus) села Витман зрителям был показан немой документальный фильм о боях между советскими и финскими бойцами. Вдруг раздались громкие крики витманцев: „Антон!“, „Антон!“, „Антон!“. На экране перед витманцами предстал всем знакомый земляк Антон Шумахер. Это сенсационное сообщение о парне молниеносно распространилось среди жителей села. Мой отец не был во время показа фильма в зрительном зале Дома культуры, но он слышал об этом от радостных и гордых земляков. Антон вернулся после окончания войны в с. Витман.
Антон, его братья и сестра были депортированы в 1941 году в с. Шадринцево. В 1942 году Антон, двое его братьев и его сестра были отправлены в трудармию. Паулина и Антон вернулись назад в Сибирь. Антон не был женат. Паулина не выходила замуж. О судьбе двух других братьев у моего отца не было информации.
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

Воспоминания моего отца о витманцах. Тема: „Katzendorn Jakob“.

Отец рассказывает: „В 1942 году Сталин издал Указ о выселении немцев. На этот раз на Север! В администрации были составлены списки. Районное начальство и военкомат сообщали список в сельские Советы“.

Работники сельсих советов вызывали немцев на короткую беседу, в которой было сказано: „Собирайте пожитки и езжайте на Север". В р. п. Тальменка было сформировано несколько эшелонов для отправки на Север. Списки включали примерно 50 семей. Немцы были отправлены на берег реки Лена. Вот некоторые фамилии глав семей, которых мои родители и мы ещё помним:
- Фамилия Гоффман из р. п. Тальменка (сын Иосиф, ставший позже фотографом в райцентре и его родные);
- Роот Мария (в последствии жена Антона Ивановича Майера) с родителями и их детьми;
- Майер Пётр (двоюродный брат Майера Ивана Афанасьевича) с родителями и их детьми;
- „Симонс“ (кличка), Ами со своей семьёй. Фамилию мои родители не помнят. Семья жила на 2 улице рядом с семьями Рудер и Гейнеман в сторону Цюриха;
- Катцендорн Яков, кличка „Kob“ от «Jakob» со соей женой Еленой и дочерью.
Вот что рассказывала Фрида Бедарева, 1925 г. р., об этом: „Нас высадили в поле в 3 -ёх метровый снег и сказали: „Живите здесь. Обосновывайтесь здесь!“ Здесь жило несколько семей объезчиков. У этих добрых людей немцы перезимовали. Фрида, рождённая в райцентре Бальцер и отправленная на Север вместе с родителями и сёстрами, тоже перезимовала здесь. Через некоторое время она вышла замуж за пожилого русского мужчину по фамилии Бедарев. У них было четверо детей. Это спасло её от смерти.
Когда наступила весна, Яков Катцендорн сколотил себе плот. Во время продолжительной холодной северной зимы у мужчины созревал план побега. У его жены Елены жил в г. Тикси сын от первого брака (для Якова это был тоже второй брак, он был вдовцом). Яков планировал тайком плыть плотом по реке Лена до г. Тикси. Его жена сидела с маленькой дочерью на руках на плоту, а Яков держал верёвкой плот с берега. Елена предложила мужу поменяться ролями, давая ему возможность отдохнуть. Он сел на плот на ящик. Верёвка со временем размокла и порвалась на две части. Плот понесло течением в глубь реки примерно на полтора километра. Чудом плот вынесло течением на берег реки. Приближаясь к сидевшей на берегу жене, которая обхватила обеими руками свою голову , Яков отнял руки от её головы и увидел, что прядь волос под её руками поседела. Женщина потеряла рассудок. Семья добралась всё - таки до сына Елены Александра и прожила у него до отмены комендатуры (апрель 1956 года). Затем семья вернулась в р. п. Тальменка. Цицилия Рудер, Вера (Фроун) Майер, Катарина Фладинг (проживала в г. Нижний Тагил), Маргарета и Роза (две последние проживали в г. Семипалатинске) были племянницами Якова Катцендорна. Девичья фамилия названных сестёр была также Катцендорн.
Вот что добавил совсем недавно мой отец к этой теме:
Яков Катцендорн часто менял место жительства. Семья жила в Поволжье, на Украине, в Омске и в Тифлисе.
Состояние здоровья его жены не улучшилось. Елена лежала большей частью в постели. По прошествии 26 лет женщина умерла. Яков был до конца заботливым мужем и надёжной опорой Елены. Яков прожил до 98 лет.
Alla Lorenz
Постоянный участник
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 17:30
Благодарил (а): 536 раз
Поблагодарили: 297 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Alla Lorenz »

Огромное спасибо, очень важно сохранить историю. Читаю вас с большим интересом
Аватара пользователя
Anna123
Постоянный участник
Сообщения: 927
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 21:06
Благодарил (а): 2126 раз
Поблагодарили: 1471 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Anna123 »

Vincentia писал(а): 22 фев 2024, 16:57 Работники сельсих советов вызывали немцев на короткую беседу, в которой было сказано: „Собирайте пожитки и езжайте на Север". В р. п. Тальменка было сформировано несколько эшелонов для отправки на Север. Списки включали примерно 50 семей. Немцы были отправлены на берег реки Лена.
Рассказывает Антон Моор: "„После отправки мужчин и женщин в трудармию, пришли вербовщики вербовать
оставшихся на работу в леспромхозы. Было сказано, что работа в леспромхозах будет приравниваться к трудармии
и поэтому многие семьи, боясь за своих подрастающих детей, поехали с этими вербовщиками".

Перед самой войной в Ленском районе Якутии были открыты новые леспромхозы, вся продукция шла на помощь
фронту. И конечно нужны были рабочие. По какому принципу отбирали людей не известно, но как оказалось,
среди приехавших было много стариков, женщин и подростков. Им и пришлось валить лес, вывозить его лошадями, вязать плоты и выполнять другую работу. Все трудоспособные мужчины были направлены в трудовую армию.
Можно себе представить, в каких тяжёлых условиях им пришлось там жить и выживать, привыкать к суровым условиям Якутии, к морозам и длинным зимам. Так оказались немцы в Сибири, в Якутии, такой непредсказуемой и чужой.
Из бескрайней степи в непроходимую тайгу. Можно себе представить, как тяжело им было адаптироваться в
необычной для них среде. Безысходность. Неопределённость. Какими словами можно ещё описать состояние людей,
оказавшихся там в то время. Там и началась для них новая, полная тревог, жизнь.
Интересуют фамилии: Meier/Майер und Ruder/Рудер aus Wittmann/Витман;
Lieder/Лидер und Horn/Горн aus Laub/Лауб; Spieker/Шпикер aus Norka nach Brunnental; Beck aus Walter nach Brunnental.
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

Дополнение к теме „Jakob Katzendorn“.

Трагическая история Якова и его семьи всколыхнула моего отца. Последние два дня он очень много об этом размышляет.
Он добавил к теме несколько деталей. Дочери Розе было пять лет во время побега, девочка родилась ещё в с. Витман. Семья Катцендорн переехала из г. Тикси не после апреля 1956, как я писала (данные я брала из моих старых записей 2013 года), а в 1953 году, когда в Кошелёво в одном доме ещё жило по несколько немецких семей. Он помнит приезд Якова и его семьи в село к племяннице Вере (Фроун) Майер. Отец мой возил позже Фроун в гости к Якову и помнит, что Елена лежала всегда в постели.
Роза, повзрослев, вышла замуж за Романа (фамилию отец не помнит). У них было шесть дочерей.
О том, что Яков, овдовев, женился третий раз, отец мой знает от Веры (Фроун) Майер. О том, что он умер в 98 лет, мои родители узнали от витманца Зоммер Ивана. Мои родители до сих пор поддерживают контакт со многими витманцами (или с их детьми).

Родители очень сожалеют, что некоторые немцы, депортированные в Тальменский район, вынуждены были выдержать вторую депортацию в Якутию и вторично подвергаться таким испытаниям. В то время, как немцы, оставшиеся в Сибири, начали немного обживаться и привыкать к новым условиям жизни, перед этими „избранными“ людьми открылась новая полоса страданий и лишений. Многих немцев, отправленных на Север, они знали лично. Мой отец восхищается этими сильными и выносливыми людьми.
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

Воспоминания моих родителей Беккер А. А. и Беккер М. И.
Тема:“ Религиозная жизнь витманцев“.

Религиозная жизнь занимала среди поволжских немцев центральное место. Ни под каким давлением врагов религии вера в бога не утрачивала своей силы и даже в самые трудные времена вера в бога не была сломлена. Народ оставался в любых условиях верен своим убеждениям. Люди собирались в своих домах и молились в маленьких группах. Валентина Зоммер называет в своей книге преграды в свободном вероисповедании экзаменом на принадлежность и испытанием на смелость.
„Воскресные службы проводились в глинянных хижинах( домиках), позже в домах, а затем в церкви. На передовой стене был установлен маленький алтарь со святыми образами и принесёнными молитвенниками. Колонисты встречались поочерёдно в семьях, где молились как дома“.1( В Витмане).
Горная сторона была большей частью евангелического вероисповедания, а луговая сторона –католического.

„Приход Solothurn (Wittmann, Золотое)
Год основания колонии 3. 8. 1767.
Происхождение колонистов: в большинстве из Швейцарии (17 : 1901).
Население: 1873 – 186, 1859 – 1477, 1912 – 4025, 1926 -2762.
Основание прихода: 1900 / 01 отделён от Панинского и провозглашён самостоятельным приходом. Прихожане: 1901 – 3500, 1919?- 3948.
Хронологический порядок службы духовников: До 1901 оставался временно на должности в Золотурне П. Г. Гвамарадзе. Иосиф Нойгум 1901 – 1903; примерно около 1909 церковь обслуживалась из Панинского (пастор Георг Лайбгам), Александр Эбергардт 1910 - 1914 (позже тоже?)
Церковь: Приходская церковь из дерева.
Пономарь и учитель религии (1914):Шмидт“.2. (Перед фамилией Шмидт стоит „H“. Heinrich?).

„По обыкновению немцы устраивали свои кладбища сначала вблизи церквей и были огорожены кирпичной стеной или кованной решёткой. Однако по правилам было установлено, чтобы кладбища, как это было принято и у русских, должны были располагаться в 500 метрах от населённых пунктов.
Первые церкви были построены из дерева на фундаменте из булыжника. Кирпича для постройки не доставало. Дерево нужно было доставлять из отдалённых лесов или рощ. Позже церкви были сооружены из кирпичей, для изготовления которых были созданы кирпичные заводы. Колонисты придавали большое значение достойному внешнему виду церкви. Во второй половине 18 века и к началу 19 века церкви строились в классическом стиле, называемый также Kontor – Stil“.3
Вот что пишет о немецких церквах August Lonsinger: „В центре села находится церковная площадь. Это правильный квадрат, который обычно 176 м длиной и 132 м шириной, но часть и больше, например, в колонии Привальная (Warenburg)“. 4. На стр. 29 помещена иллюстрация церкви и колокольни, расположенной рядом.
Я уже писала в одном из сообщений, что мой отец был свидетелем пожара церкви с. Витман. Ему было неполных четыре года и его старшая сестра Мария держала его на руках. Воспоминания об этом трагическом событии не иссякли и спустя девять десятилетий. Витманцы обсуждали тему пожара долго. Даже здесь, в Германии, велись при встрече или при телефонатах об этом разговоры. По просьбе Анны Майер мой отец добавил кое - что о колокольне. После строительства церкви (1901 год) в Витмане была построена рядом и колокольня. К сожалению, колокольня стояла на не подходящем месте: звон колоколов разносился не по колонии, как полагалось,а в сторону Волги. По этой причине колокольня была перенесена на другое место, поближе к церкви. Как долго витманцы решали вопрос о переносе колокольни на другое место, моему отцу не известно. Но скорее всего, не долго, т. к. для этих работ требовалось немного времени. Отец часто слышал об этом из рассказов старожилов села. Он описал на память колокольню. Метрах в 5 - 8 находилась платформа, к которой вела деревянная лестница, затем шла опять платформа. Колокольня в целом была 10 - 11 метров высотой. Платформа была квадратной и была огорожена досками. Наверху была построена маленькая крыша, под которой были установлены два колокола. Боковые стропила колокольни были поставлены под наклоном. После пожара церкви летом 1933 года колокольня служила для пожарной части. На этом посту нёс свою службу предок Анны Майер. „Крыша над головой была хорошей защитой от солнца“. Мужчина мог с высоты колокольни обозревать всю колонию и видеть откуда „идёт дымок“. К счастью, пожаров в Витмане больше не было.
По поводу вопроса Анны, что произошло с двумя колоколами, отец мой размышляет так: „Колоколами распоряжалась церковная община. Колокола могли быть отправлены и в другое место, их не плавили“.
Воспоминания о пожаре. Анна Нюрнберг, рожд. Майер, 1925 г. р.. „Во время пожара церкви свирепствовал сильный ветер. Угли при пожаре летели на 300 метров вдаль. Витманцы стояли на крышах домов и сметали угли. Вся деревня без исключения была на ногах: боялись, что пожар перекинется и на другие дома. Каждый бегал и старался спасти свой и соседний дома“. Родительский дом Анны стоял в 300 м от церкви.
Увеличенная иллюстрация витманской церкви помещена у родителей в рамку и висит на стене.

1.Valentina Sommer: Das Schicksal. Der lange Weg nach Solothurn – Wittmann und zurück. – стр. 60-61.
2.Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Bearbeitung : Joseph Schnurr. _ Stuttgart, 1972. –стр.124.
3.Schippan, Michael / Striegnitz, Sonja: Wolgadeutsche. Geschichte und Gegenwart / Michael Schippan / Sonja Striegnitz. – Berlin: Dietz Verl., GmbH, 1992. – стр. 84 - 85.
4. August Lonsinger: Sachliche Volkskunde der Wolgadeutschen. Remshalden: Greiner2004. – стр. 27.
Аватара пользователя
yudined
Постоянный участник
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: 09 авг 2020, 23:42
Благодарил (а): 727 раз
Поблагодарили: 1598 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение yudined »

Vincentia писал(а): 10 мар 2024, 13:39 Увеличенная иллюстрация витманской церкви помещена у родителей в рамку и висит на стене
А случайно иллюстрации нет? Любопытно глянуть... *BYE*
Миллер (Müller/Möller) родом из Friedewald (Hessen) и Гейбель (Geibel/Gebel). Миграция : колонии Philippsfeld и Цюрих, Печерское Самарской губ., Казань, Бор Нижегородской губ., Нижний Новгород и Астрахань, Комсомольское и Дуплятка Волгоградской обл.
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

yudined писал(а): 10 мар 2024, 14:41 А случайно иллюстрации нет? Любопытно глянуть...
Sehr gerne! Мы займёмся иллюстрацией завтра.
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

yudined,все наши старания были напрасны.
selena
Постоянный участник
Сообщения: 1710
Зарегистрирован: 22 сен 2011, 00:03
Благодарил (а): 4318 раз
Поблагодарили: 3608 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение selena »

все наши старания были напрасны.
Попробуйте так:https://postimages.org/ -сюда можно бесплатно выставлять фотографии. Туда вытащить с компьютера фото (Wählen Sie Bilder aus), а потом скопировать одну из строчек, появившихся под фото (я брала третью строку снизу) и вставить в ваше сообщение здесь. Нажать "предпросмотр" и убедиться, что фото на месте. Если не понравится, попробуйте скопировать другую строчку под фото
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

Изображение
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

Маленькое добавление к теме „Церковь с . Витман“.

Изгородь.
Столбы вокруг церкви были выложены из кирпича. Сверху были установлены круглые стеклянные разноцветные колбы. Изгородь была из штакетника. Когда мой отец пошёл в первый класс, столбы ещё стояли. Позже они постепенно начали исчезать… Штакетник стоял вплоть до депортации. По словам отца „люди боялись добираться и до него“. С трёх сторон изгороди -со стороны 1 улицы, со стороны Цюриха, со стороны 2 улицы - находились ворота шириной примерно 2 метра. Через такие широкие ворота могло пройти одновременно шесть человек. Четвертая сторона - die Seite von Schönchen, Панинская сторона - была глухой. На этой стороне располагалось сельское кладбище. Расстояние между кладбищем и церковью было меньше установленных 500 метров.

Детские годы витманских мальчуганов.
Отцу вспомнилась недавно одна милая история из его детства. В летние дни детворе разрешали в обеденный перерыв бегать купаться на Волгу. Уставшим матерям удавалось прилечь на пол - часа во время перерыва, затем они спешили опять на работу. С радостью бежала босоногая детвора zum „Flussberg“ или zur „Alte Forht“, (диалект) - „Alte Farht“. И вдруг перед моим отцом предстала следующая картина: „Der Brider“, рабочий пожарной части села, вёл свою лошадь в обеденное время в направлении Волги. Его внук Ваня Майер важно восседал на коне. Седла не было. Мой отец сразу узнал своего одноклассника, тотчас сменил своё направление и помчался, сверкая пятками, в их сторону. Дедушка Вани вёл свою лошадь за узду. Оба направились к самому глубокому и самому опасному месту- zum Bisingskatzenteich! Вскоре мой отец приблизился к ним. Он восторгался мальчиком, сидящем так высоко на лошаде, ведь сам он никогда еще не имел возможности сидеть на лошади верхом. Такую возможность имел не каждый. Лошадь медленно, с опаской, входила в глубину реки. Дойдя до глубокого места, она поплыла. Ваня сидел сверху. Искупавшись, лошадь вышла из воды. Ваня слез с лошади и вместе с дедушкой стал лить руками воду на лошадь. После купания они направились опять в сторону Витмана. Отец, забыв о купании, следовал за ними. Его надеждой было, что Brider разрешит и ему сесть на лошадь рядом с одноклассником. К сожалению, ему пришлось идти до села пешком.
В с. Витман в 30 - ых годах тяговой силой были быки и верблюды. В селе имелась верблюдная бригада, а бригадиром был назначен Heinemann Trusch (Heinrich), проживающий на 2 улице.Верблюдами доставлялись в то время зерновые к Волге, куда они были транспортированы, отец мой не знает. В колонии имелось в эти годы лишь 4 - 5 лошадей: у председателя сельсовета, у председателя колхоза, у пожарника и 1 или 2 частные лошади.
Аватара пользователя
yudined
Постоянный участник
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: 09 авг 2020, 23:42
Благодарил (а): 727 раз
Поблагодарили: 1598 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение yudined »

Я уже с удивлением не в первый раз наталкиваюсь на то, что в поволжских колониях были верблюды. Интересно, использовали ли верблюжью шерсть в пряже для вязания или в ткачестве? Было бы странно, если нет, так верблюжья шерсть очень теплая и износоустойчивая.
Миллер (Müller/Möller) родом из Friedewald (Hessen) и Гейбель (Geibel/Gebel). Миграция : колонии Philippsfeld и Цюрих, Печерское Самарской губ., Казань, Бор Нижегородской губ., Нижний Новгород и Астрахань, Комсомольское и Дуплятка Волгоградской обл.
Vincentia
Постоянный участник
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 10 май 2023, 16:35
Благодарил (а): 424 раза
Поблагодарили: 845 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение Vincentia »

yudined писал(а): 14 мар 2024, 17:43 Интересно, использовали ли верблюжью шерсть в пряже для вязания или в ткачестве? Было бы странно, если нет, так верблюжья шерсть очень теплая и износоустойчивая.
Скорее всего, верблюжья шерсть не использовалась поволжскими немцами. Бабушка и родители никогда об этом не рассказывали. Пряжа была большим дефицитом, т. к. овец в с. Витман тоже не было. Интересно что об этом мне сегодня расскажут родители. Спасибо за интересный вопрос.
selena
Постоянный участник
Сообщения: 1710
Зарегистрирован: 22 сен 2011, 00:03
Благодарил (а): 4318 раз
Поблагодарили: 3608 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение selena »

Vincentia, спросите у них ещё пожалуйста, общалась ли молодёжь соседних колоний, допустим, в праздники? Ведь когда в каждой колонии построили свою церковь, они перестали встречаться на общих проповедях, конфирмациях. Мне, например, дядя рассказывал, что молодые парни иногда приезжали в соседние колонии и просто спрашивали у ребятни, в каком доме есть девушка "на выданье",ехали знакомиться.
selena
Постоянный участник
Сообщения: 1710
Зарегистрирован: 22 сен 2011, 00:03
Благодарил (а): 4318 раз
Поблагодарили: 3608 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение selena »

Овец почему-то не держали. У меня есть показания родственницы из состоятельной семьи, имевшей много крупного рогатого скота, верблюдов и лошадей, что она с сыном поехала на хутор(довольно далеко), чтобы шерсти купить.
Аватара пользователя
yudined
Постоянный участник
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: 09 авг 2020, 23:42
Благодарил (а): 727 раз
Поблагодарили: 1598 раз

Воспоминания старожилов о жизни в колонии Wittmann (Solothurn)

Сообщение yudined »

С интернета информация
Шерсть верблюда высокопрочная, обладает теплоизолирующими свойствами, она не электризуется, ценится выше овечьей (содержит до 85% пуха). Ежегодно при весенней стрижке с одного одногорбого верблюда получают от 5 до 10 кг. шерсти, а с двугорбого около 4-х кг. Верблюжья шерсть после переработки идет на производство одеял, покрывал, одежды
То есть с одного кг получается 2 или даже чуть больше свитера.
Про мясо и молоко (в том числе и сыр из него) молчу, так как , наверно, это дело вкуса и вкусовых пристрастий. Скорее всего,не использовали в пищу. Очень любопытно будет услышать, что расскажут Ваши родители.
Миллер (Müller/Möller) родом из Friedewald (Hessen) и Гейбель (Geibel/Gebel). Миграция : колонии Philippsfeld и Цюрих, Печерское Самарской губ., Казань, Бор Нижегородской губ., Нижний Новгород и Астрахань, Комсомольское и Дуплятка Волгоградской обл.
Ответить

Вернуться в «Страницы истории»