Промышленность и производство в Гримм

Ответить
Аватара пользователя
Alex Brester
Модератор
Сообщения: 1840
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 12:45
Благодарил (а): 984 раза
Поблагодарили: 3361 раз

Промышленность и производство в Гримм

Сообщение Alex Brester »

Тема для сбора информации о промышленности и производстве в Гримм.
Аватара пользователя
Alex Brester
Модератор
Сообщения: 1840
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 12:45
Благодарил (а): 984 раза
Поблагодарили: 3361 раз

Re: Промышленность и производство в Гримм

Сообщение Alex Brester »

производство и отделка сарпинки - с 1819 г.,
изготовление веялок с 1876 г.,
изготовление конных повозок, курительных трубок и чубуков;
станкостроительный и чугунолитейный завод "Рекорд" с 1900 г.,
8 водяных мельниц 1885,
ткацкая фабрика
филиал московского завода "Красный пролетарий"
Аватара пользователя
Alex Brester
Модератор
Сообщения: 1840
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 12:45
Благодарил (а): 984 раза
Поблагодарили: 3361 раз

Промышленность и производство в Гримм

Сообщение Alex Brester »

ВЕЯЛКА-"КОЛОНИСТКА"


ВЕЯЛКА-"КОЛОНИСТКА" ("путцмашине" - немецкое диалектное), машина для выделения зерна из вороха, полученного после обмолота хлебов. Первый экземпляр создан Ф. Фасом и Д. Брункгардом в 1875 в колонии Гримм (Лесной Карамыш Камышинского у. Саратовской губ.) по образцу веялки в колонии Гансау Новоузенского у. Самарской губ. (привезена меннонитами из Бессарабии). Главное отличие конструкции этой веялки - долевое качание решетки. Острая потребность в производстве новых машин вызвала быстрое развитие кустарного веялочного промысла. К началу 20 в. им было охвачено 10 немецких колоний (Лесной Карамыш, Карамышевка, Вершинка, Сплавнуха, Гололобовка, Ключи, Олешня, Усть-Залиха, Голый Карамыш, Россошь). Урожаи 1882-85 вызвали рост цен на веялки. Хотя значительные усовершенствования ее конструкции и вытеснение в конце 19 в. ручного труда машинным привелик падению цен на машины. Целые группы кустарей окончательно порвали связь с малодоходным земледелием и занялись исключительно промыслом (в Лесном Карамыше из 158 кустарей 57% занимались изготовлением веялок;). В 1913 ежегодно изготавливалось ок. 20 тыс. машин. Заработная плата одного члена семьи достигала 240 руб. в год.
Помимо увеличения количества выпускаемых веялок происходило улучшение их конструкции. Новые веялки были больше своих предшественниц - средний вес достигал 150 кг. Наиболее важные усовершенствования: замена погона из сыромятной кожи на зубчатую передачу (изготавливалась на заводе в Саратове), жестяных сит - на цинковые, ручной пробивки коловоротом - на машинную посредством штампового ситобойного станка (сконструирован местным кустарем К. Штрекке-ром, получившим за свое изобретение серебряную медаль на Саратовской кустарной выставке 1892). В 1885 деревянные подшипники заменены цинковыми, с 1888 поверхность веялки начали обшивать железными листами.
В 1900 Штреккер организовал товарищество из 6 чел. и построил в колонии Лесной Карамыш чугунолитейный завод, выпускавший ежегодно до 5 тыс. веялочных ходов (благодаря этому кустари получали все металлические части веялок в готовом виде). Производство веялок в немецких колониях просуществовало до 1941 и, несмотря на постепенное вытеснение ручного труда машинным, долгое время сохраняло кустарный характер.
ЛИТ.: ЛОГИНОВ А., Кустарное производство веялок в Камы-шинском у., "Саратовская Земская неделя", Саратов, 1903.
Е. Горобцова (Саратов).
http://eiprd.ru/site.php?mode=change_pa ... nt_page=46
Аватара пользователя
Alex Brester
Модератор
Сообщения: 1840
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 12:45
Благодарил (а): 984 раза
Поблагодарили: 3361 раз

Re: Промышленность и производство в Гримм

Сообщение Alex Brester »

Славе Гримма в округе способствовало и ставшее популярным местное изобретение - особого устройства веялка. В 1875-ом году два местных умельца: Ф.Фас и Д.Брункгард - соорудили веялку с долевым качанием решётки, которая не только в разы ускоряла процесс очистки зерна, но и значительно повышала её степень.
Изобретатели открыли мастерскую по изготовлению веялок своей конструкции, но удовлетворить возникший на них большой спрос даже близко не могли. Десятки кустарей сначала в Гримме, а потом и в соседних сёлах занялись этим производством. В 1880-ом году в округе было 19 мастерских, в 1890-ом - 116, а к 1900-му году число их стало близко к 300. Веялка с годами совершенствовалась и, несмотря на постепенное вытеснение ручного труда машинами, выпускалась до 1941-го года (я сам видел их в работе в Ключевском совхозе в конце 40-х годов).
Один из рационализаторов конструкции веялки-колонистки, кустарь из Гримма К.Штреккер в 1897-ом году открыл там чугунно-литейную мастерскую, где начал выпускать веялочные ходы, благодаря чему все желающие кустари могли получить металлические части веялок в готовом виде (за своё изобретение Штреккер был удостоен серебряной медали на саратовской промышленной выставке в 1892-ом году). Штреккер каждый год расширял своё литейное производство, и вскоре его мастерская превратилась в небольшой завод, прославивший Гримм даже больше, чем Центральная школа или веялка-колонистка. Там стали выпускать изделия, без которых не могло обойтись ни одно домашнее хозяйство: котлы, в том числе большие, 10-12 - ведёрные, для нагрева воды и варки арбузного мёда, чугуны разных размеров, дверки, вьюшки и колосники для печей, сковороды, вращающиеся вафельницы, воротные и дверные навесы, лемеха для плугов. В советское время мастерская Штреккера была официально переименована в литейно-механический завод «Рекорд», в тридцатые годы на нём налажен был даже выпуск небольших токарных станков.

Роберт Ритчер. Рассказы о русских немцах
И.Ф.
Частый посетитель
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 23 фев 2024, 18:40
Благодарил (а): 156 раз
Поблагодарили: 22 раза

Промышленность и производство в Гримм

Сообщение И.Ф. »

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Один наш прадед родом из Гримм. И устно сохранилась информация о том, что он работал слесарем-механиком в железнодорожном депо. Ремонтировал локомотивы. Однако когда я изучала карту Немповолжья, то в районе Гримм
не обнаружила обозначения железнодорожной ветки. И я в недоумении: А было ли в Гримм депо? Либо что-то связанное с железной дорогой?

Может кто-то сможет мне ответить на этот вопрос, или даст ссылку.

С уважением и благодарностью
И. Ф.


что я спонтанно по теме нашла:
https://saratovregion.ucoz.ru/region/kr ... enskiy.htm
https://enc.rusdeutsch.eu/articles/1312
Последний раз редактировалось И.Ф. 02 апр 2024, 14:11, всего редактировалось 2 раза.
интересуют: Meng (Messer)... Michel (Huck, Friedenfeld)... Strauch (Neu-Dönhof, Huck)
v.rau
Постоянный участник
Сообщения: 3585
Зарегистрирован: 22 сен 2015, 00:21
Благодарил (а): 681 раз
Поблагодарили: 2394 раза

Промышленность и производство в Гримм

Сообщение v.rau »

И.Ф., родом из Гримм, не означает что жил и работал там же. Более того, большое количество людей формально числились в своих родных селах, а работали и жили при этом не только в ближайших городах Поволжья, но и в Москве, Петербурге, Баку, итд. А если дело было после революции, то ваш прадед мог работать где угодно.
Rau-Scheibel, Legler-Müller, Schmidt-Kerbs, Müller-Knaub
И.Ф.
Частый посетитель
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 23 фев 2024, 18:40
Благодарил (а): 156 раз
Поблагодарили: 22 раза

Промышленность и производство в Гримм

Сообщение И.Ф. »

И.Ф. писал(а): 14 мар 2024, 12:46 в районе Гримм
не обнаружила обозначения железнодорожной ветки
на днях нашла однако,
километрах в пяти от Каменского разъезд Суворовский
______
https://1kommunist.ru/2020/08/27/suvoro ... yj-razezd/
https://yandex.ru/maps/geo/zheleznodoro ... 98282&z=17
интересуют: Meng (Messer)... Michel (Huck, Friedenfeld)... Strauch (Neu-Dönhof, Huck)
Ответить

Вернуться в «Grimm (Гримм) / Лесной Карамыш»